02.12.22

Как обстоят дела с экспортом алтайских товаров за рубеж

Что нужно, чтобы продавать свою продукцию в Китай, и с какими трудностями сталкиваются алтайские экспортеры продовольствия в Европу, рассказала Светлана Бочарникова, руководитель внешнеэкономической деятельности «Сибирского экспортного союза» (СЭУС).

Китай

По словам эксперта, в Китае потребление растительного масла ежегодно растет на 10%, Поднебесная и сама производит его в больших масштабах и закупает в разных странах около 9 млн тонн. Но пробраться на рынок КНР не так просто.

– Мы разрабатываем пошаговые инструкции и проводим образовательные семинары, как начинающим экспортерам попасть на рынок Поднебесной, поскольку сами прошли эту процедуру начиная с 2015 года, с того периода, как были подписаны протоколы между нашими государствами о допуске продукции, – рассказывает Светлана Бочарникова.

Чтобы получить санитарный сертификат и начать торговлю в КНР, требуется соблюсти большой перечень условий. Так, за счет экспортеров приходится проводить исследование полей, семян при посеве, растений в период вегетации, элеваторов. Помимо этого, у государственного таможенного управления КНР есть свои системные требования. Они понятные, но трудозатратные.

На вопрос, как китайцы понимают, что едят алтайское масло, представитель СЭУС говорит, что они покупают продукцию с надписью Of russian origin (российского происхождения).

– Для того чтобы получить сертификат происхождения на алтайский товар, мы предоставляем документ, который подтверждает закупку сырья из конкретного региона и на каком заводе произведена конечная продукция, – объясняет Светлана Бочарникова. – Репутацию торговой марки обеспечивает качество продукции. И то, что масло производится в нашем крае, тоже влияет на качество. У нас по рапсу, сое и подсолнечнику высокий выход масла, что позволяет конкурировать с производителями из других регионов. Китайцы довольны качеством российского рапсового масла, несмотря на то, что у нас нет культуры его потребления.

Поэтому последнее время в КНР начали грузить масло не только сибирские и дальневосточные регионы, но и южные, тем самым создавая нам конкуренцию.

Помимо Китая СЭУС работает с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном.

Однако страны Евразийского экономического союза регулируют свои рынки, периодически вводя запреты на ввоз той или иной продукции. Например, летом невозможно было грузить в Казахстан, хотя с контрагентами этой страны были заключены договоры.

Европа

А что же европейские партнеры?

По словам Светланы Бочарниковой, Европе все еще нужна российская продукция, там работают предприниматели, которые завязаны на наше сырье. Они страдают так же, как и мы, от отключения рынка поставщиков. И обязаны соблюдать условия санкций, поэтому если и приобретают российское сырье, то со скидкой. Объясняется это сложностями в доставке, так как транспортные компании не хотят рисковать своим подвижным составом и нужно быть готовым, что вагон может быть «заморожен» на территории недружественного государства. Эти риски импортеры стараются учесть, закладывая повышенные транспортные расходы.

И алтайские экспортеры в последнее время не могут конкурировать из-за больших расстояний с другими российскими поставщиками. Даже продавцам из Омской области проще, поэтому они продолжают торговать с Европой маслом, жмыхами и шротами.

– Последние два года мы находимся постоянно в импровизационном менеджменте, ищем пути решения нестандартных задач, – призналась Светлана Бочарникова. – Сейчас торговля за пределы Таможенного союза сократилась, но суммарный наш экспорт растет.

Информационный портал «Алтайская правда»