09.10.06

Как обустроить рубежи?

Проблемы обустройства государственной границы и пунктов пропуска стали главным предметом обсуждения на очередном заседании коллегии ФТС России. Федеральная таможенная служба, по словам ее главы Андрея Бельянинова, проделала немалый объем работы в решении этих вопросов, однако проблемы остаются, и их много . Одна из них отсутствие необходимой законодательной и нормативно-правовой базы, устанавливающей требования государственных контрольных органов к строительству, оборудованию и техническому оснащению пунктов пропуска.

Именно это, по словам начальника Главного управления тылового обеспечения (ГУТО) Сергея Комличенко, в настоящее время не позволяет начать полномасштабные работы по обустройству пунктов пропуска по новой технологической схеме и, тем самым, эффективно осваивать выделенные бюджетные средства.

Таким образом, предложения Минэкономразвития России, являясь эффективным инструментом совершенствования технологии государственного контроля в пунктах пропуска, не были обеспечены соответствующим набором нормативных правовых документов. По этой причине, сказал Сергей Комличенко, заказчикам-застройщикам за прошедший период 2006 года перечислено всего около 750 миллионов рублей (40 процентов годового задания), а освоено лишь 12 процентов средств, предусмотренных Федеральной целевой программой (ФЦП) Госграница . Кроме того, заметил он, существенной проблемой является и продолжительное согласование предложений ФТС России с другими ведомствами, также участвующими в реализации Госграницы .

Он напомнил, что в настоящее время установлено 317 пунктов пропуска, из которых 191 являются автомобильными (АПП), 59 железнодорожными, 29 морскими, 7 речными, 2 озерными, 8 смешанными (летом в период навигации речными, зимой в период ледостава автомобильными), 18 воздушными, 2 пешеходными и 1 паромным. Кроме того, в 56 морских портах, 3 речных и 65 аэропортах, аэродромах (всего 124), открытых для международного сообщения, пункты пропуска не установлены и, соответственно, они не могут быть обустроены и открыты. Таким образом, пограничный, таможенный и иные виды государственного контроля осуществляются в 441 пункте пропуска и иных специально оборудованных местах. В настоящее время из 317 пунктов пропуска комплексно обустроены, приняты в эксплуатацию и открыты в установленном порядке 51, из них: 37 автомобильных, 6 морских, 5 железнодорожных и 3 воздушных пункта пропуска. Из 266 не обустроенных, 154 автомобильные (АПП). Строительство и обустройство АПП это компетенция ФТС России, и на сегодняшний день 82 процента АПП находится на балансе таможенных органов. Это означает, что они ремонтируются и эксплуатируются за счет средств, выделяемых федеральным бюджетом на текущее финансирование ФТС России, а также из других источников, в том числе за счет ФГУП РОСТЭК .

По словам исполняющего обязанности генерального директора ФГУП РОСТЭК Александра Блау, этой организацией было сдано в эксплуатацию 60 автомобильных пунктов пропуска.

В 2006 году предполагается освоение 1 миллиарда 900 миллионов рублей. Однако по объективным причинам, в частности, из-за отсутствия генподрядчиков, 449,7 миллиона рублей из общей суммы поступили на счет РОСТЭКа лишь в августе текущего года. А.Блау считает, что проблемы с выполнением программы по обустройству государственной границы автомобильными пунктами пропуска связаны не только с отсутствием нормативно-правовой базы, но также с отсутствием типовых схем, с проблемами землеотвода под строительство АПП, недобросовестностью генподрядчиков даже несмотря на проводимые конкурсы.

По словам Сергея Комличенко, большая часть АПП была построена в 80-х годах и порядка 90 процентов по временной схеме, что не соответствует требованиям и задачам сегодняшнего дня. Больше всего обустроенных АПП в зоне деятельности СЗТУ. В то же время самая низкая обустроенность автомобильных пунктов пропуска на государственной границе с Украиной и Казахстаном, притом на границе с этими государствами находится половина всех АПП.

Руководители региональных таможенных управлений обращали внимание также на необходимость обустройства инфраструктуры вокруг АПП и их оптимизацию, на удаленность железнодорожных пунктов пропуска от государственной границы, иногда даже на десятки километров. Помимо этого нормальному функционированию АПП, по мнению руководителей региональных таможенных управлений, мешают и мелкие проблемы, вроде плохого водо- и электроснабжения, низкой обеспеченности связью, отсутствия хорошего весового оборудования, автотранспорта. Причем второстепенные, казалось бы, проблемы с электроснабжением, в конечном итоге, превращаются в большие проблемы, поскольку напрямую связаны с решением задач установки современного технического оборудования.

Участники коллегии согласились, что отдельной темы обсуждения заслуживают морские и железнодорожные пункты пропуска. В рамках ФЦП Госграница до 2010 года планируется обустройство 35 автомобильных пунктов пропуска на наиболее напряженных участках государственной границы, в том числе с Казахстаном, Украиной, Финляндией, Латвией, Литвой, Польшей, Грузией, Азербайджаном и Китаем. Всего же в рамках Программы планируется построить и технически оснастить 268 объектов таможенной инфраструктуры на общую сумму 23 миллиарда рублей.

Журнал "Таможня"