22.03.10

Как российская логистика пережила мировой финансовый кризис?!

Вот и закончился мировой финансовый кризис, не только в умах наших, но и в делах наших! В целом, 2009 год отчетливо показал, кто из логистических операторов в доме хозяин. Судите сами, несколько федеральных логистических операторов либо разорились, либо несут финансовые убытки. Так в 2009 году не стало "Юнитранс Логистик", эта компания задолжала "Евразии Логистик" за аренду складских площадей более 250 миллионов рублей. Серьезные финансовые потери несут логистические "однофамильцы" и активные игроки логистического рынка России — логистические операторы "Релоджикс" и "Таблоджикс".

Сократил в два раза размеры операционных площадей в ПЛК "Северное Домодедово" и лидер логистического рынка России, всеми уважаемая "Национальная Логистическая Компания". Аналогичная ситуация у "Транспортно-логистической компании" (ТЛК), крупной федеральной компании работающей в том же Северном Домодедово.

Хотя ещё два года назад акционеры ТЛК строили грандиозные планы на логистическую экспансию в Российской Федерации. Нелегко, даже после слияния, приходится федеральной логистической компании STS/RLS. Им тяжело было работать в период кризиса, особенно с требовательными клиентами типа "Касторамы" при унизительно низких, кризисных ценах на логистические услуги. Одним из немногих, кто вышел из кризиса "сухим", стало ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" (SLG). И то потому, что в самом начале кризиса, обжёгшись на одном из проектов, предприятие вовремя трансформировало собственный логистический бизнес. То есть, часть площадей изначально предназначенных под собственную операционную логистику, "SLG" на период кризиса за свой счет переоборудовало и сдало в субаренду. Это было сделано для небольших индивидуальных арендаторов работающих в различных сферах экономики — от продуктового ритейла, имею щего в ассортименте скоропортящуюся продукцию, до специализированного хранения фармацевтической продукции, объединяющей весь цикл от поставки из-за рубежа компонентов для фармацевтического производства до лабораторного анализа фармацевтических препаратов приходящих по импорту в Россию. Отдельно хотелось бы остановиться на проблемах предпринимателей, работающих в молодой для России сфере — операционной логистике. Это проблемы экономического характера:

отсутствие необходимого финансирования логистических проектов, дефицит кредитных средств, когда нет длинных денег на приемлемых условиях, высокий дисконт на залоги, завышенные требования по рискам заемщика у банков;
проблемы с оформлением лизингового оборудования, либо сверх жесткие условия лизинга, дополнительные залоги, банковские гарантии, высокие процентные ставки;
консервация ряда бизнесов, связанных с оперированием складскими площадями, таких как машиностроение, сборка автомобилей, индивидуальное строительство, и т.п.;
значительное падение спроса в потре-бительском секторе, неуверенность в завтрашнем дне.

Раньше многие владельцы складской недвижимости стимулировали своих арендаторов, и, особенно, логистических операторовбрать избыточные площади, предлагая за это незначительные скидки по базовой части аренды. В итоге, когда-то это должно было дать результат. И вот кризис. У многих логистических операторов, не умеющих считать риски развития, на руках избыточные площади, которые не куда девать, уменьшились заказы на логистический аутсорсинг, уменьшились среднерыночные цены на логистические услуги. Часть бывших заказчиков на логистический аутсорсинг перешли на хозрасчетную логистику, то есть стали сами нанимать сотрудников из логистической сферы для собственного обслуживания. Не каждый в такой кризисной ситуации сможет найти эффективные решения по управлению избыточными площадями. Такая же проблема возникла и у девело-перов, инвесторов в складскую недвижимость. Они поверили в слишком оптимистические прогнозы риэлторов и широкоразвернувшихся в строительстве Логистических парков. В результате, в период кризиса появилась проблема сдачи свободных складских помещений по любой цене, особенно в регионах. Избыток складов класса "А" по московскому региону в период кризиса достигал более 500000 квадратных метров, а по другим регионам России более 1,5 млн. кв. метров. В общем, полный коллапс!

Не меньше досталось и транспортной логистике. Произошло падение трафика грузовых перевозок всеми видами транспорта: авто, авиа и ж/д. При этом сильнее всего пострадал от падения перевозок авиационный и автомобильный транспорт, как наиболее дорогие сегменты доставки грузов.

В прошлом году объемы внутренних авиационных перевозок снизились на 25-30% от аналогичного, докризисного периода. При этом цены на авиационные перевозки упали примерно на 10-15 % и перестали индексироваться от сезонного фактора. Ранее, с авиа тарифами, это происходило 2-3 раза в год.

Автомобильные международные перевозки в объеме потеряли до 45 %, а цены "провалились" на 35-40%, по сведениям АСМАП. Внутрироссийские перевозки потеряли меньше до 25% от докризисных объемов, а в цене потери составили от 15 до 25%. На фоне кризиса в транспортной индустрии вскрылись известные ранее, но проявившиеся в неблагополучное время, проблемы эффективности транспортных средств. Так, на большегрузных автомобилях российского производства затраты на перевозки по идентичному маршруту оказались выше, примерно на 15 литров дизельного топлива или бензина на каждые 100 километров пути, чем у импортных грузовиков аналогичной мощности. Таким образом, прибыль транспортной логистики в период кризиса, составлявшая и так малую величину, находящуюся в пределах 7 --10%, "успешно поедалась" неэффективностью транспортного средства. Вывод один, хочешь выжить — меняй транспорт на менее энергозатратный. Таможенная логистика в период кризиса начала изменяться к лучшему и размещаться в крупных логистических парках, построенных вокруг основных мегаполисов Рос- сии. Наконец-то федеральные таможенные органы явно увидели, что на "терминалах сарайного типа" в ВТО и в Таможенный Союз не въедешь.

А ведь склады временно хранения (СВХ) класса "А", оборудованные по последнему слову техники и находящиеся на территориях областей, прилегающих к российским мегаполисам, серьезный инструмент, как в таможенной, так и в налоговой политике государства. При этом если СВХ находится в крупном логистическом парке, то весь товарный поток поступающий в крупные города аккумулируется в логистических парках, не перегружая федеральные трассы и собственно сами городские улицы. Более высокая производительность таких СВХ осуществляется за счет нового, порой инновационного подхода к технологиям таможенной логистики, средствам передачи баз данных через Интернет, включая электронное информирование и электронное декларирование по технологии ЭД-2 от "Альта Софт". При этом на территории таких СВХ более современно, технологично и эффективно производится досмотр грузов, поступающих по импорту, защищая наш рынок от контрабанды, подделок и некачественных товаров. В числе владельцев таких СВХ можно назвать несколько компаний: "ОТЛК", "SLG", "Карго Терминал", "ФМ Лоджистик", "Протек".

В общем, кризис помог таможенной логистике сконцентрироваться на территориях современных логистических парков, серьезно увеличив конкурентоспособность этой сферы бизнеса. На протяжении прошлого года у логистических предприятий была надежда на государеву руку помощи, однако государству было не до логистов. Государство помогало всем: фондовому рынку в лице крупнейших государственных и частных корпораций, системно образующим банкам своими субсидиарными кредитами и беззалоговыми финансовыми траншами, и даже неэффективным, морально устаревшим предприятиям. Всем, кроме логистов. Было забыло, что эффективно экономика может работать как раз благодаря этим самых логистам, специально обученным делать экономику эффективной, производительной и более рыночной.

Между тем, существуют структуры, готовые придти бизнесу на помощь, и хотелось бы привести один реальный и поучительный пример, который говорит сам за себя. Одна крупная логистическая компания, причем на тот момент не являющаяся членом МТПП и ТПП РФ, обратилась за помощью о поддержке участия в федеральном проекте, связанном как раз с реформой таможенной инфраструктуры в московском регионе. Президент Московской ТПП Леонид Говоров принял руководителя этой логистической компании, внимательно выслушал его насущные проблемы, и через 3 дня ходатайство Московской торгово-промышленной палаты уже лежало на столе у Президента ТПП РФ Е.М.Примакова. А еще через 4 дня ходатайство от имени ТПП РФ было подписано и направлено руководителю Федеральной таможенной службы А. Ю. Бельянинову. Вот высочайший уровень решения вопросов для российских предпринимателей в кратчайшие сроки, чётко и эффективно. Кстати, в настоящее время эта логистическая компания успешно участвует в данном федеральном проекте, является членом Московской ТПП и внесена в "Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом" за подписью Е.М.Примакова.

Вывод напрашивается сам собой. Для эффективного реагирования в любой экономической ситуации в России, чиновники различного ранга должны считать своим долгом оперативную помощь бизнесу. При этом, чем быстрее работает чиновничья среда, тем производительнее и сильнее будет наше государство. В заключение хотелось бы заметить, что в жизни каждой компании приходит момент, когда руководство начинает задумываться, чего не хватало для нормальной работы на рынке логистических услуг и особенно в период кризиса? Однозначных советов, конечно, дать невозможно, тем более не так часто случаются кризисы в нашей жизни. Наиболее известный в России и финансовый кризис случился в августе 1998 года, следующий пришёл ему на смену в аккурат через 10 лет осенью 2008 года.

В этой связи, с точки зрения антикризисного законодательства, я бы предложил нашим юридическим и экономическим умам подумать о разработке специального Федерального Закона с условным названием "О специальных мероприятиях государственных органов на период экономической нестабильности в России". В этом, гипотетическом законе должны быть прописаны специальные нормы и положения, рассчитанные как раз на кризисный период, причем ясные и эффективные, исходящие из опыта предыдущих отечественных и ряда зарубежный кризисов. Причём, антикризисные меры должны быть определены для всех отраслей экономики и логистики, в частности. Тогда можно было бы гораздо быстрее и более адресно реагировать при наступлении такого порядка дел, как кризис. А не тушить очаги кризиса деньгами без четкой программы действий. Этот гипотетический закон со временем должен совершенствоваться и дополняться, чтобы, как в армии при наступлении часа "Х", вскрыть пакет на случай тревоги и в нем всё ясно расписано, что кому делать, куда бежать, и где находиться.

www.ADVIS.ru; 22.03.10