20.08.20

Как выбрать логистического партнёра? 4 шага

Главными вызовами 2020 года для бизнеса стали удаленная работа и организация доставки, которая при неправильном подходе может обернуться дополнительными расходами. Важно учесть всю специфику работы вашего бизнеса, чтобы не ошибиться с выбором логистического партнера.

Илья Бартош, операционный директор «Первой экспедиционной компании» (ПЭК)

Что покупают в сети

Для начала немного статистики. Онлайн-продажи товаров разных категорий растут очень неравномерно, а динамика потребительского спроса в 2020 году по понятным причинам и вовсе нетипична – в первую очередь из-за пандемии коронавируса. Например, к началу апреля продажи санитайзеров выросли более чем на 20 000% по сравнению с показателями прошлого года, когда они не пользовались популярностью. Более чем на 50% увеличился спрос на влажные и сухие салфетки, на 20% – на мыло и средства для мытья пола.

В марте и апреле резко вырос объем продаж ноутбуков, что было связано с переходом россиян на удаленную работу и дистанционное обучение на время действия карантинных мер. В результате, по итогам I полугодия, данная категория продемонстрировала рост на 38% в натуральном выражении и на 46% – в денежном.

Если же опираться на данные 2019 года, то в топ-5 самых продаваемых в интернет-магазинах товаров входят электроника и техника, товары повседневного спроса или FMCG, товары для дома, одежда и обувь, а также продукция интернет-аптек.

Помимо влияния на динамику спроса, пандемия подтолкнула ритейлеров к более активному освоению онлайн-каналов продаж. Этот тренд подтверждает статистика международной стаффинговой компании ANCOR.

Так, в продуктовом ритейле в 2019 году доля онлайн-продаж составляла 0-5%, а в апреле 2020-го этот показатель увеличился до 5-7%. В секторе непродуктовой розницы доля онлайн-продаж в 2019-м оценивалась в 40%, а в апреле 2020-го – уже в 50%. В сегменте DIY на онлайн в 2019-м приходилось около 20% продаж, а в апреле 2020-го – уже 30%.

С освоением онлайн-канала перед ритейлерами встал вопрос выбора логистического партнера. За время пандемии на рынке стало известно о многочисленных новых логистических партнерствах, связанных с e-commerce. Например, совместный сервис доставки мобильного маркетплейса Joom и почтового сервиса 5Post (дочерняя компания X5 Retail Group), «М.Видео-Эльдорадо» и Почты России, которая начала выдавать заказы ритейлера в отделениях, «Яндекс.Доставки» и «Первой экспедиционной компании».

Итак, как выбрать логистического партнера? Пошаговая программа действий.

Шаг 1: выбираем логистического партнера

Если вы управляете крупным бизнесом с доходами более 2 млрд рублей в год, скорее всего, вам будет комфортнее работать с FTL-перевозками (доставка грузов с полной загрузкой транспортного средства), так как вы оперируете большими объемами грузов. В этом случае вы сможете определять собственные условия доставки, порядок оформления закрывающей документации, специфику формирования и сбора заказов, кратность поставок и так далее. Вероятнее всего, у вас, как у крупного бизнеса, есть свои учетные системы, поэтому вы не потратите много сил и ресурсов на то, чтобы интегрироваться с логистическим провайдером.

Если у вас средний или малый бизнес с доходами от 800 млн до 2 млрд рублей, вам выгоднее использовать LTL-перевозки. Это означает, что перевозчик объединит ваш груз с чьим-то еще, и вам придется заплатить только за место, которое необходимо для транспортировки вашего карго.

Кроме того, прежде чем выбирать логистического партнера, сформулируйте внутри компании четкое представление о том, какие операции и в каком объеме вы хотите отдать на аутсорсинг. Для этого нужно понимать характер груза (товара), объем хранения, поставок, отгрузок и прочих операций с учетом сезонности, географии транспортировки и др. На основании этих параметров можно сформулировать четкое техническое задание для будущего логоператора. А значит, и определиться с тем, какая именно транспортная компания нужна.

Если подходящих компаний на рынке несколько, то окончательный выбор поможет сделать система оценки или ранжирования на основании количественных и качественных показателей.

В их числе надежность времени доставки, тарифы, частота сервиса, финансовая стабильность перевозчика, наличие дополнительных сервисов, экспертиза перевозчика, гибкость схем маршрутизации и так далее. Каждый из пунктов при этом оценивается по пяти- или десятибальной шкале. В конечном счете, эти баллы складываются в общую оценку компании. Таким образом, в итоге вам нужно будет только сравнить, сколько баллов набрал каждый из логоператоров.

Например, если критичным условием для грузоотправителя являются объемы, то предпочтение лучше отдать логоператору с большим собственным автопарком. Если необходимы поставки в разные регионы России, то нужен федеральный оператор с широкой маршрутной сетью. Если перевозить нужно грузы, требующие соблюдения определенного температурного режима, например, скоропортящиеся продукты или лекарства, то у логоператора должен быть специальный подвижной состав: в частности, рефрижераторы или изотермические фургоны.

Шаг 2: учитываем скрытые расходы

С целью оптимизации грузоотправители иногда подбирают себе нескольких логистических партнеров. Один представляет складские услуги, второй – транспортные и так далее. Если ваши бюджеты на логистику сильно ограничены, вы можете придерживаться такой тактики и в каждом сегменте выбирать более бюджетную компанию. Но в этом случае будьте готовы на дополнительные трудозатраты, ведь контролировать работу каждого такого контрагента вашим сотрудникам придется самим. Иногда – в ручном режиме, так как интеграция с большим количеством логоператоров будет сложной и дорогой.

Просчитайте, насколько выгодными могут быть несколько компаний с учетом затрат на расширение штата или на внеурочные выплаты.

Однако многие компании пришли к тому, что удобнее все-таки иметь одного контрагента, способного оказать полный комплекс услуг. Так как его работу легче контролировать через систему сервисных показателей и мониторинга – как правило, у крупных перевозчиков эти процессы автоматизированы. Они также берут на себя риски порчи и утраты грузов.

Шаг 3: распределяем обязанности

После того, как вы выбрали контрагента, детально проговорите с ним, какие объемы доставки у вас будут, как ваши продажи колеблются в зависимости от сезонности и каких-то других факторов, какие бывают форс-мажоры. Чем больше будет знать ваш партнер, тем легче ему будет реагировать на внештатные ситуации.

Очень важно также распределить зоны ответственности внутри компании, если у вас в штате нет сотрудника, отвечающего за доставку. Помните, что для ваших работников перестроение может оказаться непростым, и если они точно не знают алгоритм работы, если не понимают, к кому обратиться на стороне логиста, особенно когда возникают непредвиденные обстоятельства, их неслаженная работа может потратить много времени зря и только усугубить проблему.

Шаг 4: налаживаем контроль

В момент запуска доставки также очень важно продумать, как вы и ваши сотрудники будете контролировать работу транспортной компании, в том числе состояние и местонахождение груза.

Крупные федеральные операторы могут предложить своим клиентам разные варианты контроля за доставкой. Например, мониторинг в режиме онлайн, с помощью которого можно отслеживать место нахождения грузового транспорта, погрузочно-разгрузочные процессы, товарные остатки на складах и тому подобное.

Вам может быть выделен персональный менеджер, готовый всегда ответить на запрос о товаре. Либо логоператор может использовать систему отчетности, в которой будут отражаться обобщенные данные за определенный период: неделю, месяц, квартал. Но помните, что всегда очень важно, чтобы и для вас, и для ваших клиентов информация была максимально доступна, желательно – в несколько кликов. Потому что любая проблема с доставкой, даже по вине транспортной компании, негативно скажется именно на вашем имидже. Даже если клиент понимает, что его заказ везете не лично вы.

New Retail