11.02.10

Каким быть единому автомобильному пространству

Автомобиль - не роскошь. Это еще раз недавно показал онлайн-опрос, проведенный в Беларуси. То, как изменятся цены на импортные автомобили со вступлением в Таможенный союз, волнует граждан страны больше, чем сильнейшие за 20 лет морозы. И на то есть причины. Прежде Беларусь была своеобразным оазисом, где таможенные пошлины на иностранные автомобили, в том числе подержанные, были существенно ниже, чем в соседних государствах. Во многом благодаря этому она опередила по уровню моторизации Россию и другие республики бывшего СССР. Но в январе в Беларуси таможенные пошлины для автодилеров были уравнены с российскими. А с июля то же ожидает тех, кто частным образом везет из-за границы машину для себя. Стоимость такого подержанного авто может возрасти раза в полтора, а то и в несколько раз. Таково следствие перехода трех стран - Беларуси, России и Казахстана - на единый таможенный тариф. Как это скажется на возможности приобрести автомобиль, понятно, белорусы обеспокоены.

В свою очередь, многих россиян интересует, как открытие для подержанных машин границы с Беларусью повлияет на развитие российского автопрома? Ведь высокие налоги на импортные марки вводились для того, чтобы побудить международные автокорпорации организовать здесь свои производства. И в Беларуси, и в России мнения высказываются разные. А тут еще на автомобильный рынок в пределах Союзного государства наложил свою печать мировой кризис. Прогнозы - дело неблагодарное, но все же попробуем предположить, как будет развиваться этот рынок в ближайшее время.

Начнем с новых машин, ситуация с ввозом которых в Беларусь уже более-менее оформилась. Не дожидаясь, пока пошлины возрастут, те, кто намеревался приобрести авто, сделали это в прошлом году, тем более что стремясь распродать складские запасы, дилеры просто соревновались в скидках. И все же объем продаж импортных машин по сравнению с 2008 годом снизился на 35 процентов. Это, правда, существенно меньше, чем в России, Украине или Литве. Но что дальше? Итоги января, когда через границу, по данным Государственного таможенного комитета, ввезено всего 100 иномарок, не вселяют оптимизма. Примерно столько же и продано. Мизер. Хотя при прочих равных условиях иномарки в Беларуси, в отличие от России, пока не облагаются налогом на добавленную стоимость и акцизами.

- Рынок новых иномарок откатится к уровню 2004-2005 годов, - считает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. - Значительно сузится и перечень представленных в стране брендов. Скорее всего, оживление начнется в следующем году.

Значит ли это, что место иномарок в Беларуси займут наследники "Жигулей"? Не все так просто. Похоже, белорусы уже почувствовали разницу и не готовы без разбору покупать то, что дешевле. Тем более что сегодня продукцию ВАЗа дешевой не назовешь. Во всяком случае, в прошлом году продажи российских моделей упали больше, чем импортных - сразу на 61 процент. Так что хотя изделия ВАЗа и оказались на почетном третьем месте, но уступили лидерам - "Тойоте" и "Фольксвагену" - в 2,5 - 2,7 раза.

А что же российские "иностранки"? Ведь с созданием Таможенного союза им не требуется таможенный "пропуск" в Беларусь. Некоторые белорусские дилеры уже направились в Россию договориться о поставках. Ближайшие месяцы покажут, что из этого выйдет. Дело в том, что собранные в России иномарки продаются лишь немного дешевле авто зарубежной сборки, за которые уплачены таможенные платежи. И это объяснимо. Всего несколько фирм пытаются наладить полноформатное производство, остальные остановились на отверточной сборке. Что всегда дорого. К тому же по соглашению о Таможенном союзе беспошлинный ввоз в Беларусь гарантирован лишь той продукции, "российская" доля стоимости в которой составляет не менее 30 процентов. Причем в России выпускаются не все модели. Так что пока некоторые белорусские дилеры намерены ввозить легковые иномарки по прежним схемам.

Зато среди коммерческих автомобилей, где в прошлом году самой популярной моделью была "ГАЗель", ситуация для россиян может стать еще более выигрышной. На эту марку пришелся каждый пятый проданный в Беларуси микроавтобус и развозной грузовичок. И все благодаря оптимальному соотношению цены и качества. Неплохо смотрятся на четвертом месте и УАЗы. В едином Таможенном союзе эти марки, несомненно, могут еще более укрепить позиции.

Теперь об автомобильном секонд-хенде. Поскольку и белорусский, и российский рубль существенно подешевели по отношению к доллару и евро, для многих это единственный шанс обзавестись подержанным авто. С 1 июля шлагбаум на пути бэушек из Беларуси в Россию должен подняться. Простых граждан это обнадеживает, автопроизводителей и дилеров настораживает: не перебили бы спрос. Но, похоже, и надеждам, и опасениям не суждено сбыться. Белорусские предприниматели и другие юридические лица уже не могут ввозить секонд-хенд на льготных условиях. А простым белорусским гражданам на это отпущена всего одна попытка и только до 1 июля. Так что если белорусы что-то и привезут, то главным образом для себя. Что и показывает таможенная статистика. За январь частники ввезли в Беларусь лишь около пяти тысяч подержанных легковых авто. Для России - капля в море. Более того, не исключено, что некоторым белорусам будет выгоднее съездить за поношенной машиной в соседнюю страну.

Но главное все-таки в том, что с возрождением экономики производство иномарок в России будет расширяться. С созданием Таможенного союза и затем Единого экономического пространства и у Беларуси появляется весомый шанс привлечь крупного иностранного инвестора в сферу производства легковых автомобилей, считает вице-премьер Правительства Андрей Кобяков. Уже приняты соответствующие государственные решения. Предполагается, что "свои" иномарки все-таки станут дешевле. Снятие таможенных барьеров весомо увеличит ВВП в странах Таможенного союза, возрастут и доходы граждан. А значит, и возможности купить новый автомобиль.

Российская газета; 11.02.10