27.05.05

Калининградская ОЭЗ: добро пожаловать или посторонним вход воспрещен?

В последнее время мясной рынок Калининградской области сотрясается от постоянных скандалов, критических статей в адрес торговых компаний с обвинениями в попытках монополизации отрасли и дестабилизации ситуации в регионе. В ход идут, казалось бы, забытые идеологические штампы, а в дискуссиях все чаще слышатся экономические термины времен застоя. В борьбу за долю на мясном рынке и продаваемые на местных аукционах квоты вовлечены не только предприниматели, но и чиновники различного уровня. И за этой борьбой уже, кажется, многие позабыли и о местных производителях с их коровками и хрюшками, и о мерах по стимулированию мясной отрасли региона, и об интересах государства в целом.

История конфликта уходит корнями в Федеральный закон Об Особой экономической зоне в Калининградской области и связанные с ним таможенные льготы при ввозе товаров на территорию ОЭЗ, а также в последовавшие за ним постановления правительства, устанавливающие количественные ограничения на ввоз в льготном режиме товаров, среди которых и большинство мясных позиций.

Калининградский регион стал первопроходцем на пути применения мер тарифного и нетарифного регулирования импорта мяса в Россию. Вводя в 1998 году количественные ограничения, правительство России и администрация области заявили, что это делается для защиты местных производителей мяса. Подняв региональные цены, власти хотели создать условия для увеличения производства мяса в регионе. При ежегодно сокращающихся квотах калининградские МПК и торговые компании были бы вынуждены покрывать свои потребности, приобретая продукцию местных сельхозпредприятий и частных хозяйств, ради поддержки которых, собственно, и вводились квоты. Однако за прошедшие несколько лет принятые меры должного результата не дали: производство говядины и свинины в регионе неуклонно снижается. Квоты же на торги выставлялись далеко не в полном объеме, аукционы проводились нерегулярно. А некоторые торги были и вовсе сорваны. Для того чтобы не позволить торговым компаниям увеличить свою долю на рынке, приобретя квоты, ряд компаний повышали стоимость лотов на аукционе до заоблачных высот и затем не выкупали их. Как следствие, сегодня дефицит мяса в российском эксклаве стал настолько острым, что отрицательно сказывается и на работе самих МПК, и на торговле, и на потребительском рынке в целом.

Поскольку позиции вовлеченных в конфликт предприятий диаметрально противоположны, мы решили дать возможность высказаться обеим сторонам конфликта, чтобы они прокомментировали сложившуюся ситуацию и поделились своими соображениями о том, как избежать манипуляций на рынке, которые наносят многомиллионный ущерб бюджету страны и препятствуют развитию региона.

В аукционе должны принимать участие только товаропроизводители!

Игорь Антонюк, генеральный директор Черняховского мясокомбината:

В Калининграде было проведено уже два аукциона, результат которых, к сожалению, оказался нулевым. Почему? Все очень просто: в связи с острейшим дефицитом мяса в области предприятиям не хватает выставленных на торгах квот. Каждый нацелен купить столько квот, сколько ему нужно, и потому не отступит. Естественно, цены на лоты взлетают моментально до заоблачных высот, и в результате их никто не может выкупить. В конечном итоге все остаются без квот и без мяса.

Подобный исход можно было спрогнозировать заранее. Ожидать бурного развития (тем более за такие короткие сроки!) от местного сельского хозяйства, которое якобы будет компенсировать ежегодное снижение объема выставляемых на аукционах квот, было по меньшей мере недальновидно. Производство, в свою очередь, не стоит на месте, оно развивается, и, соответственно, растут потребности в сырье.

Винить в этом сам порядок проведения аукционов, на мой взгляд, бессмысленно. Он закреплен соответствующим постановлением правительства. Смотрите, как развивается ситуация на российском рынке! Крупные торговые компании, используя систему квотирования, уже подмяли под себя большинство производителей, и теперь некоторые хотят добиться того же на калининградском рынке. В России правительство не пошло на стопроцентную продажу квот с аукциона и оставило распределительную систему, поэтому производители там в некоторой степени защищены. Пусть такая система не всегда помогает, но это уже особенности импортных операций в России.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужно принять постановление, которое изменило бы порядок проведения аукционов. В первую очередь необходимо сузить круг их участников: в аукционе должны принимать участие только товаропроизводители, то есть перерабатывающие предприятия, ведь изначально система квотирования вводилась для их поддержки. Тогда квот будет хватать всем и ажиотаж вокруг аукционов прекратится. Население будет с колбасой, а предприятия с мясом, в розничную торговлю будет поступать свежее мясо местного производства, а у сельхозпроизводителей будет рынок сбыта их продукции. Кроме того, необходимо все же в кратчайшие сроки добиться от департамента ветеринарии, чтобы наконец был разрешен ввоз живого скота из стран, где его выращивают в избытке. Это также облегчит критическую ситуацию с сырьем.

Однако на местном уровне изменить что-либо практически невозможно. Необходимы активные совместные действия администрации, областной думы и Ассоциации мясоперерабатывающих предприятий, направленные на принятие соответствующих решений и постановлений Правительством РФ.

Андрей Романов, председатель совета директоров АПК ОВА , член Ассоциации мясоперерабатывающих предприятий Калининградской области:

Сложившуюся в Калининградской области ситуацию в мясной промышленности я бы оценил как катастрофическую: уже заканчивается четвертый месяц, как предприятия сидят без сырья и возможности работать.

Когда в 2000 году здесь вводились квоты, подразумевалось, что ежегодное снижение их объема будет компенсироваться ростом предложения сырья со стороны местных сельхозпроизводителей. Однако этого не произошло, и более того за четыре года с момента введения квот поголовье скота всех видов в области уменьшилось. И в 2003 году для всех перерабатывающих предприятий, которые к этому моменту были созданы и активно работали, стало не хватать квот.

Вдобавок в 2003 году была введена общефедеральная система квотирования импорта мяса, не соответствующая системе распределения квот в Калининградской области. Она предопределила появление в Калининградской области крупных торговых компаний, которые пытаются увеличить объем своего импорта в РФ за счет выкупа всего объема калининградских квот, выполняя свои обязательства перед западными производителями сырья.

Согласно же калининградским правилам проведения аукциона, его победителем станет та компания, которая предложит максимальную цену за лот. Как правило, основную массу своих средств компании-производители вкладывают в развитие производства, в то время как трейдеры обладают этими свободными средствами и в состоянии выкупить максимальный объем квот, чтобы потом продать это же мясо (предназначенное, к слову, только для промышленной переработки) производителям, но уже по завышенной цене. Разумеется, такой поворот событий производителей не устраивает. Завышенные цены ведут к росту себестоимости готовой продукции, общему снижению потребления, сокращению рабочих мест, снижению объемов реализации продукции и, как следствие, сворачиванию производства. Это нечто вроде снежного кома, который катится, увеличиваясь с каждым днем.

Де-юре аукционы состоялись, де-факто объемы предложенных квот не выбраны, а перерабатывающие предприятия находятся на грани остановки. Стоимость лотов составляет такую цифру, что экономически нецелесообразно их выкупать по такой цене готовую продукцию не реализуешь. Но, к сожалению, это единственный механизм борьбы с попытками монополизации рынка со стороны компаний-трейдеров.

Поскольку мясоперерабатывающая отрасль достаточно заметна в Калининграде она является одним из лидеров в налоговых платежах, и это более восьми тысяч рабочих мест, то в решении данной проблемы заинтересована и администрация области. Ею была предпринята попытка изменить местную систему распределения квот, приведя ее в соответствие с общероссийской. Но, к сожалению, на сегодняшний день проект постановления правительства, который был подготовлен администрацией Калининградской области, находится в МЭРТе, и никакого конкретного ответа на это предложение пока нет. Поэтому отрасль сегодня по-прежнему в ужасном состоянии, и каких-то глобальных перспектив на изменение этой ситуации у нас нет, если администрация области не предпримет каких-либо экстренных шагов и не предоставит гарантии местным производителям по доступу к сырью.

Кто истинный виновник сложившейся ситуации?

Павел Чернышков, генеральный директор компании МИРАТОРГ Калининград :

Федеральные квоты в Калининградской области работают, как и на всей территории России: получай федеральную лицензию, растаможивай мясо по обычной (а если нет лицензии то по повышенной) ставке и торгуй. Однако статус Особой экономической зоны в Калининградской области позволяет компаниям-импортерам ввозить мясо в регион без уплаты таможенных пошлин. При этом вывезти это мясо на остальную территорию России невозможно, даже если у вас есть федеральная квота. Объем импорта мяса в Калининградскую область в режиме свободной таможенной зоны ограничен постановлением правительства, а сами квоты продаются на местных аукционах. Купить их, правда, не так просто.

Аукционы эти довольно своеобразные со стартовой ценой в 1 цент за килограмм. Залог составляет в среднем символические 50 60 тыс. рублей и не привязан к количеству лотов, которое вы собираетесь купить. В течение какого-то времени компании, заинтересованные в приобретении квот, накануне аукционов договаривались между собой, кому и сколько квот нужно. И покупали квоты по 1 центу за килограмм. До поры до времени им это удавалось, пока не возник дефицит мяса и не появились новые операторы. Договориться стало сложнее, и многие компании оказались морально не готовы к тому, чтобы делить рынок с кем бы то ни было, конкурировать. И, чтобы не дать закрепиться на местном рынке новым игрокам, они приходят на аукцион и поднимают стоимость лотов до нереальных высот, после чего просто не выкупают выигранные лоты. При этом они не несут каких бы то ни было существенных материальных потерь, потому что залог-то минимален. Комиссия по проведению аукционов и Ассоциация мясоперерабатывающих предприятий Калининградской области не хотят менять порядок проведения аукционов, настаивая на том, чтобы компании сами решали все вопросы по квотам заранее. С их точки зрения, срыв значит не договориться на какой-то сходке, как поделить между собой квоты и при этом ничего не заплатить государству. В таком случае непонятно, зачем вообще проводить аукцион.

Тем же компаниям, которые не идут на сговор, выкручивают руки с использованием местного административного ресурса, СМИ, попутно обвиняя их в том, что это именно они срывают аукцион. Современные торговые компании выполняют массу необходимых для функционирования рынка задач осуществляют закупки, хранение, логистику, предоставляют заводам товарные кредиты, обеспечивают своевременную поставку качественной продукции в нужном ассортименте и все это называется спекуляцией?

Мы принимали участие в последнем аукционе по говядине, и было видно, что многие компании сознательно шли на его срыв. Тем не менее нам удалось выиграть несколько лотов по цене 50 60 центов за килограмм, и мы выкупили их, заплатив за право ввезти в область 2000 тонн говядины это около 32 млн рублей в бюджет государства. Больше никто из победителей ничего не заплатил. Свинину нам купить не дали, взвинтив цену почти до 1 доллара за килограмм. А кто-нибудь хоть раз попытался составить список компаний, не заплативших за выигранные лоты, чтобы знать, кто истинный виновник складывающейся ситуации? Среди компаний, поднявших цену до заоблачных высот, в основном присутствовали местные крупные мясопереработчики, например компания ОВА . Они же потом сами и страдают от своего безответственного поведения.

Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, наша компания, в частности, предлагала изменить порядок проведения аукционов, потому что сегодня при минимальной финансовой ответственности участников аукцион превращается в чистой воды профанацию. В первую очередь должна быть повышена стартовая цена за лоты, размер залога, и он должен быть привязан к количеству планируемых к покупке лотов. Эта система прекрасно зарекомендовала себя на федеральном уровне. Но в нашем регионе, видимо, нет заинтересованности в проведении гласных и прозрачных аукционов, в создании равных конкурентных условий для всех участников.

Журнал МЯСО.com также хотел предоставить слово председателю Ассоциации мясоперерабатывающих предприятий Калининградской области Николаю Лукиянчуку, однако он отказался комментировать ситуацию и осветить позицию возглавляемой им организации.

Постскриптум

По решению Правительства РФ в 2002 2004 годах на торги в Калининграде могло быть выставлено 195,8 тыс. тонн говядины, свинины и мяса птицы. Реально же выставлялось чуть более 100 тыс. тонн. Почему это происходит, когда в регионе наблюдается острый дефицит мяса? Почему Ассоциация мясоперерабатывающих предприятий Калининградской области, члены которой активно участвуют в торгах, допускает их срыва? Может быть, задачей местных предпринимателей является закрытие рынка для новых компаний и сохранение занятых позиций?

Легко подсчитать, что в случае полной реализации выделенных квот по рыночной цене федеральный бюджет мог бы получить от 20 до 30 млн долларов США (при цене квот от 0,10 до 0,15 доллара за килограмм). Для сравнения на аукционе, проходившем в октябре 2004 года в Санкт-Петербурге, цена за право на ввоз свинины доходила до 0,70 доллара за килограмм, а средняя цена составила около 0,60 доллара за килограмм. В торгах на равных принимали участие как переработчики, так и торговые компании. От продажи прав на ввоз менее 90 тыс. тонн мяса бюджет страны получил около 30 млн долларов.

Продукция местных перерабатывающих предприятий по-прежнему оставалась бы конкурентоспособной при покупке ими квот даже по цене в несколько раз выше стартовой. Еще недавно предприятия, не имевшие собственных квот, могли покупать сырье на региональном рынке по ценам в среднем на 15% ниже, чем за его пределами. Так, средняя цена на импортные свиные полутуши в начале года составляла 73 рубля. В этот же период оптовая цена на данную продукцию в Санкт-Петербурге и Москве была 85 рублей, на лопатку бескостную 93 и 113 рублей соответственно. То есть разница составляла от 12 до 20 рублей за килограмм. Так что цена вопроса понятна.

14 апреля 2005 года Правительство РФ одобрило проект закона Об Особой экономической зоне в Калининградской области . Новый федеральный закон призван способствовать повышению инвестиционной активности в регионе, притоку в экономику крупного отечественного и иностранного капитала, созданию импортозамещающих и экспортоориентированных предприятий. Хочется надеяться, что государственные органы при разработке новых нормативных документов учтут отрицательный опыт прошлых лет и смогут, взаимодействуя с представителями бизнеса в лице отраслевых ассоциаций и союзов, создать действительно работающий механизм, который позволит реализовать одну из основных задач закона Об Особой экономической зоне в Калининградской области привлечение инвестиций и развитие региона.

МЯСО.com журнал о мясной коммерции
www.myasocom.ru