24.03.10

Калининградские скульптуры стали "невыездными"

С абсурдной ситуацией столкнулись калининградские скульпторы. Для отправки работ на выставку в Екатеринбург с них потребовали доказательства того, что гипс, из которого сделаны скульптуры, российского производства. Добро на перевозку не дает таможня.

В мастерской один за одним оживают известные кенигсбергские коты, которые исполняют желания калининградцев. У их хозяев желание сегодня одно – успеть отправить этот ящик в Екатеринбург до начала международной выставки-конкурса. Времени в обрез. Услугами частной перевозочной компании, как оказалось, воспользоваться нельзя. Будут проблемы на границе.

ОЛЕГ САЛЬНИКОВ, СКУЛЬПТОР: «Мне нужно какие-то справки собрать, что это из нашего гипса было сделано. Хотя стоит он там 130 рублей, этот мешок гипса.

Тонировка тоже сделана красками. Тоже нужны сертификаты этих красок. Потом нужно доказать, что мы изготовили эту работу сами. Т. е. она является нашей».

Российского гипса в Калининграде нет ни в одном магазине. Продавать его просто невыгодно. Всю нелепость ситуации таможенники объясняют просто – все, что перевозится через границу, считается товаром. И даже изделия прикладного искусства. А для всякого товара порядок един.

АНДРЕЙ ВЕНИКОВ, НАЧАЛЬНИК СЛУЖБЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ТАМОЖНИ: «Декларант должен заявить и подтвердить таможенному органу российский статус товаров. Товаров, находящихся в свободном обращении на территории РФ. Это подтверждается либо сертификатом, который выдает торгово- промышленная палата, либо, если товар не удовлетворяет критериям, необходимым для получения сертификата, значит, уплачивается таможенная пошлина». ИРИНА КУРИЛОВА, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: «Данная ситуация, безусловно, абсурдна потому, что идет речь не о товаре, а о произведении искусства. Требования эти абсолютно неправомерны и, я считаю, незаконны. Для вывоза современных произведений искусства существует упрощенный порядок вывоза».

С культурными ценностями еще сложнее. Привезти выставку из других музеев в Калининград – настоящая головная боль, признаются в художественной галерее. И даже огромный пакет документов не всегда является проходным билетом. Музейщики уже предпочитают с этим не связываться. Как следствие – Калининград культурно голодает. АННА ДМИТРИЕВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ: «Посетители хотели бы видеть выставку живописи. Она простому посетителю, как правило, более интересна, чем искушенному зрителю, допустим, выставка графики. Процедура перевозки наземным транспортом через литовскую границу, через белорусскую границу именно транзитом, она настолько сложна, что просто сейчас музеи не берутся за это».

У скульптора Олега Сальникова остается один шанс – перевезти работы самому на поезде. А по окончании выставки, примерно через месяц, вернуться за ними. Будут потрачены время и деньги. Не исключено, что впустую. Есть риск не успеть к открытию экспозиции.

ГТРК Калининград; 24.03.10