13.03.07

Калининградский транзит: белорусская таможня сделала ход назад

В российско-белорусских отношениях последнего времени появилась своеобразная традиция находить решение экономическим противоречиям накануне общенародных семейных праздников. Так же, как рожденный в муках договор о поставках газа в Беларусь подписывался за считанные минуты до наступления Нового года, так и решение отменить конвоирование автопоездов из Калининградского анклава на российскую «Большую землю» было принято накануне 8 марта.

Этот вопрос обсуждался президиумом Совета Министров Республики Беларусь еще 6 марта, причем было известно, что распоряжение найти решение поступило с самого верха властной лестницы. И лишь 8 марта это решение было распространено в праздничных выпусках новостей.

Таким образом, как сообщило главное государственное информационное агентство Беларуси БЕЛТА, в РБ «вернулись к процедуре таможенного оформления и контроля товаров, следующих из Калининградской области на остальную часть Российской Федерации, в соответствии с действующим до января 2007 года порядком». Это стало шагом к выходу из транспортного тупика, в который зашли отношения между двумя странами (декларирующими стремление к созданию союзного государства) благодаря обмену белорусских и российских ведомств административными демаршами.

Начало «кризиса» положили российские таможенники, которые с 1 января 2007 года стали требовать от переезжавших границу владельцев легковых автомобилей с белорусской регистрацией оформления документов о временном ввозе транспортного средства на территорию РФ. Стоила эта процедура вместе с самим документом до $10. Правда, коснулось это нововведение лишь пунктов пропуска на границе со Смоленской областью: на КПП при въезде в Псковскую, например, область, такое оформление осуществлялось непрерывно с момента его введения в эксплуатацию.

Белорусская таможня не осталась в долгу. В распространенном тогда сообщении ГТК Беларуси говорилось: «В связи с наличием в законодательстве Российской Федерации требования об обязательном оформлении удостоверений временного ввоза в отношении иностранных транспортных средств, в том числе и зарегистрированных в Республике Беларусь, при пересечении ими белорусско-российской границы, Государственный таможенный комитет РБ в рамках унификации таможенных правил и создания равных условий для граждан и субъектов хозяйствования РБ и РФ подготовил соответствующие документы о введении аналогичного порядка ввоза на территорию Республики иностранных транспортных средств, включая те, которые зарегистрированы в России».

Однако вскоре обязательное по действующим нормам требование снова сделалось необязательным, а оформление удостоверений временного ввоза на границе со Смоленской областью прекратилось.

Затем белорусская таможня ввела для всех машин, следующих транзитом между Калининградом и остальной Россией не по процедуре МДП или поручительства, принудительное конвоирование с оплатой по $0,5 за километр пути. Таким образом, путь длиной около 400 км по белорусской территории стал для россиян дороже на $200.

Решение об усилении контроля в отношении грузов, перемещаемых из Калининградской области на остальную часть России и в обратном направлении, как пояснили в ГТК, было принято «в целях пресечения незаконного поступления в Беларусь иностранных товаров под видом российских». В качестве обоснования своего шага ГТК Беларуси ссылался на результаты «проверочных мероприятий, проведенных в 2005-2006 годах, которыми установлено, что для организации незаконного ввоза товаров на территорию Республики Беларусь активно используется перемещение товаров по процедуре "Калининградский транзит". "За этот период 47 партий грузов оценочной стоимостью около $10 млн, следующих из Калининградской области, не были вывезены за пределы Беларуси», - говорилось в сообщении пресс-службы ГТК РБ.

Вслед за этим12 февраля российской таможней было возобновлено оформление удостоверений временного ввоза для белорусских автолюбителей. Наконец, российский Минтранс сообщил о намерении лишить белорусских перевозчиков разрешений на перевозки между Россией и третьими странами. А согласно распространенному 16 февраля сообщению БЕЛТА, Минтранс Беларуси получил официальное уведомление от Министерства транспорта России о невозможности рассматривать вопрос о выдаче белорусской стороне российских разрешений на осуществление перевозок грузов в/из третьих стран в связи с изменением условий транзита российских грузов, следующих из Калининградской области.

Белорусскому Минтрансу осталось лишь констатировать, что в перевозках грузов между Западной Европой и Российской Федерацией участвуют около 6,7 тыс. белорусских автомобилей, доход Беларуси от выполнения этих перевозок составляет более $230 млн в год, а заняты этим бизнесом примерно 15 тыс. человек, да выразить надежду на скорейшее разрешение белорусско-российских противоречий.

В среде же белорусских перевозчиков пришли к невеселому выводу: «В случае если ситуация не разрешится, в Беларуси произойдет критическое снижение объема международных перевозок и экспорта услуг, а перевозчики, 70% которых, по неофициальным данным, уже сейчас имеют зарегистрованную в России фирму-двойника, уйдут с белорусского рынка окончательно».

На заявление Минтранса России откликнулась и белорусская таможня. В специальном сообщении для прессы ГТК РБ указывалось, что таможенные органы Республики Беларусь расценивают это заявление Минтранса РФ как не учитывающее объективные обстоятельства. Согласно позиции белорусского ГТК, российская сторона перестала соблюдать договоренности по применению утвержденной 13 октября 1998 года «Временной технологии организации таможенного контроля за российскими и белорусскими товарами, перемещаемыми в режиме транзита между Калининградской областью и остальной территорией Таможенного союза», начав с конца 2005 года использовать два различных подхода к таможенному оформлению российских товаров в зависимости от того, где располагается получатель товаров: в Республике Беларусь либо в Российской Федерации, и поставив этим получателей, находящихся на территории Республики Беларусь, в дискриминационное положение.

Но уже 28 февраля белорусский премьер-министр Сергей Сидорский заявил, что проблема транзита калининградских грузов будет урегулирована. «Есть вопрос, его надо решать. Не премьер-министрам, не правительствам, а конкретным чиновникам, которые занимаются этой работой, - подчеркнул С.Сидорский. - Мне было доложено, что в ближайшие день-два эти вопросы будут сняты», - пояснил он. Кроме того, белорусская сторона обратилась к российской с предложением создать постоянно действующую рабочую группу по урегулированию транспортных вопросов.

И вправду, пусть не через два дня, а через неделю, таможенными органами обеих стран, был найден путь, «обеспечивающий надежный и полноценный контроль при транзите данной категории товаров по территории Беларуси», как заявил начальник управления организации таможенного контроля ГТК Беларуси Сергей Борисюк. Этот «путь» на сегодняшний день утвержден председателем таможенного комитета Союзного государства, председателем Федеральной таможенной службы РФ и одобрен Советом Министров Беларуси.

С.Борисюк пояснил, что товары из Калининградской области будут перемещаться по территории нашей страны без дополнительных мер по уплате таможенных платежей и конвоя при некоторых условиях. В первую очередь, перевозчики должны иметь на товаросопроводительных документах для представления их в пунктах пропуска, находящихся на белорусско-литовской границе, отметки таможенных органов России о том, что данный груз следует из Калининградской области, а также информацию в электронном виде, полученную таможенными органами Беларуси от российских коллег. "Однако подакцизные товары и дальше будут проходить по территории Республики в соответствии с порядком, установленным законодательством, то есть с обязательным сопровождением. Под конвоем будет также следовать продукция, в состав которой входят спиртосодержащие жидкости. Перечень таких товаров уточняется, и в ближайшее время его планируется пересмотреть и уменьшить", - подчеркнул начальник управления.

Можно предположить, что, таким образом, белорусскую таможню заставили сделать жест, очевидно направленный в адрес российского Минтранса, от которого теперь ждут дезавуирования его прежних заявлений.

Виктор Степанов

RZD-Partner.ru 13.03.07