Каталог умер... Да здравствует каталог?
Все мы помним 2005 г. Время начала внедрения пресловутого мини-каталога. Волна протеста сменилась тихим недовольством. Коммерсанты вынуждены были принять официальную позицию таможни: "Мы боремся с умышленным занижением стоимости сделок на ввозимые авто". Теперь легальные аукционы приходят на смену стоянкам. Кажется, мини-каталог перестает быть актуальным?
Комментирует Генеральный директор ООО "Юридическая компания "ВЭД-Гарант" Александр РЕЗНИКОВ:
- Да, применение автомобильного мини-каталога позволило государству снизить количество "черных" сделок. Если коммерсант стремится сократить расходы на пошлину и НДС авто, ему просто необходимо документально подтверждать стоимость покупки. В этом случае обоснованно использовать первый метод определения таможенной стоимости, а именно метод по цене сделки.
Казалось, вопрос решен. Сейчас многие ввозят товар с наличием необходимых документов. Но таможня упорно продолжает руководствоваться авто-каталогами. Хоть уже и не ссылается на них официально. Корректировка таможенной стоимости путем применения авто-каталогов продолжается. В том числе и в случаях, когда нет никаких препятствий для применения первого метода. Фактически, таможня умышленно отказывает участникам ВЭД в его применении!
Причина очевидна. То, что является более выгодным для торговцев, напрямую влияет на величину таможенных платежей. В конфликте интересов таможня занимает четкую позицию - легальный бизнес должен продолжать переплачивать! В итоге стремление власти вывести рынок торговли авто-техникой из "тени" ограничилось желанием увеличить поступления в бюджет.
Пока ситуация такова, что совершенно неоправданно прощаться с мини-каталогами. Более того, сегодня предпринимаются меры к постоянному их обновлению.
Однако не рекомендую впадать в отчаяние. Базируясь на судебной практике, могу с уверенностью заявить: доказать незаконность отказа в применении метода по цене сделки совершенно реально. Даже если вместо ссылки на каталог в таможенных документах фигурирует иное. Таким образом, в случае с легальными, цивилизованными сделками завышенная оплата таможенных платежей является, по сути, личной инициативой самих участников ВЭД.
"Золотой Рог" 15.08.08