27.01.14

Казахстан. Предприниматели отвечают за ошибки таможенников

Вопрос посттаможенного контроля стал центральным на видеоконференции по проблемам предпринимателей с участием чиновников и бизнесменов.

В Национальную Палату Предпринимателей (НПП) с запросом обратился Костанайский филиал одной из фармацевтических компаний Казахстана. ТОО столкнулось с затруднениями при декларировании ввозимого из-за рубежа товара. Местные таможенные органы пропустили товар, однако спустя некоторое время при посттаможенном контроле выяснилось, что код товара был указан неправильно. В результате компании было выставлено уведомление и начислено таможенных платежей и налогов в размере около 20 млн тенге спустя 4 года после ввоза товара.

По словам директора департамента таможенного администрирования НПП Ирины Ансаровой, таможенные органы, производившие посттаможенный контроль, руководствовались решением Комиссии Таможенного союза №787 от 23 сентября 2011 года. Эксперты из НПП пришли к выводу, что действия таможенных органов в данном случае были неправомерны, так как поставки товаров были осуществлены до 2011 года. «Мы должны ссылаться на Таможенный кодекс, который на тот момент действовал. Согласно кодексу, проверка таможенного кода товаров осуществляется таможенными органами в момент таможенного декларирования. И если таможенный орган не согласен с кодом товара, то ему даётся время переклассифицировать этот товар в ходе таможенной очистки. То есть, если предприниматель видит, что таможенный орган согласился с этим кодом товара и выпустил его, он считает, что правильно продекларировал, и уже дальше товар продаёт», - пояснила Ансарова. По данным НПП, по аналогичным делам в настоящее время обжалуют действия таможни 10 казахстанских фирм, дела находятся на различных стадиях судебного обжалования.

Позиция Комитета таможенного контроля по этому вопросу однозначна: предприниматели должны платить. Заместитель председателя Комитета таможенного контроля Дина Мамашева заявила, что Комитетом таможенного контроля проводились семинары по классификации товаров для сотрудников территориальных органов, однако, вместе с тем, не все местные органы выносили правильные решения. «Есть компендиум классификационных решений всемирной таможенной организации, которым мы руководствуемся. К сожалению, не всегда получается так, что все местные органы эти решения соблюдают. Понятно, что эту ответственность надо повышать. Но лишить таможенные органы возможности пересмотра это неправильно. Принцип, который мы сегодня внедряем, такой: мы доверяем на этапе оформления, но тщательно перепроверяем на этапе посттаможенного контроля. По-другому не может быть», - подчеркнула она. Мамашева добавила, что её ведомство уже занимается вопросом внесения изменений в законодательство относительно норм признания ошибок и начисления пени.

Совершенно другое мнение по этой проблеме высказал заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко. Он отметил, что проблема переквалификации товаров уже поднималась генеральной прокуратурой в 2012 году с участием представителей Комитета таможенного контроля. «Мы тогда рекомендовали прекратить практику переквалификации товаров в ходе посттаможенного контроля, если наличие вины декларанта не доказано соответствующими должностными лицами таможенных органов», - подчеркнул он. «Если предпринимателю на всех этапах дали такие консультации, то после этого через три года взыскивать с него такие суммы это просто непонятно. Это фактически возложение всей вины за случившееся на предпринимателя. С моей точки зрения, здесь есть понятный, ясный алгоритм, который можно прописать раз и навсегда, в каком случае это должно происходить, и в каких размерах он должен эту вину нести», - заявил заместитель генерального прокурора.