01.12.11

Казахстан. Сотрудников ориентируем на повышение качества таможенных услуг

Начальник Департамента таможенного контроля по Алматы Бауржан Ерназаров откровенно ответил на вопросы «Комсомолки»

— Бауржан Алтынбекович, с какими главными трудностями и проб¬лемами вам пришлось столкнуться, когда вы возглавили таможню Алматы? — На должность начальника Департамента таможенного контроля по Алматы и Алматинской области я был назначен 8 августа 2011 года. Как известно, одной из основных задач, возложенных на таможенные органы Казахстана, является содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза, развитию внешней торговли, ускорению товарооборота, а также пополнение доходной части бюджета и, соответственно — исполнение доведенных прогнозных заданий по взысканию таможенных платежей и налогов.

Усиление таможенного контроля и регулирования необходимо для развития и укрепления внешней торговли Казахстана, являющейся важнейшим фактором экономического развития страны. От четкой работы таможенных органов зависит конкурентоспособность отечественных товаров, объем экспорта и наполняемость государственного бюджета не столько за счет увеличения таможенных платежей с каждой импортной или экспортной сделки, сколько за счет роста объема внешней торговли. Именно поэтому с момента вступления в должность я ориентировал сотрудников департамента на дальнейшее повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внеш¬неэкономической деятельности (ВЭД) и государства, связанных с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля. За короткий период это дало положительные результаты. Принятые департаментом меры по устранению барьеров при таможенном декларировании товаров и транспортных средств положительно отразились на деловой активности бизнеса Алматы: объем импорта за 3 квартала этого года по сравнению с тем же периодом прошлого увеличился в 2,5 раза.

Одной из главных проблем было неисполнение плана—прогноза: в апреле этого года он был исполнен на 93%, в мае — на 92%, а в июле — всего на 80%.

— Что удалось изменить за это время?

— Первое, что мы сделали, — сформировали профессиональный кадровый состав как из числа опытных сотрудников с большим стажем работы, так и из числа молодых специалистов. Наладили анализ актуальной информации по грузопотокам и проведение профмероприятий по возможным нарушениям законодательства. Ввели жесткое администрирование товаров, ввозимых из Китая, и подняли объемы поступления таможенных платежей с этого направления в несколько раз. Ежедневно осуществляется мониторинг товаров, ввозимых из КНР, т. к. доля китайских товаров в общем объеме импорта — порядка 30%. В целях недопущения снижения по взысканию таможенных платежей и налогов с одного транспортного средства ежедневно осуществляется администрирование товаров, импортируемых из КНР.

К примеру, если за январь—июль среднее взыскание с одного автотранспортного средства составляло 2 млн. 085 тыс. тенге, а с единицы ж/д транспорта — 1 млн. 555 тыс., то с августа по ноябрь среднее взыскание с одного автотранспортного средства — 2 млн. 693 тыс. тенге, с ж/д — 1 млн. 880 тыс. Путем улучшения таможенного администрирования, контроля таможенной стоимости, а также правильности классификации товаров с августа месяца выполнение доведенного прогнозного задания доведено до 105—108%.

— После разъединения Алматы и области что—то кардинально изменилось?

— Кардинально — нет. В связи с разъединением, конечно, снизился объем товаропотока. За счет этого снижения усилился контроль за тем объемом внешнеторгового оборота в рамках таможенного законодательства, который есть на таможенных постах нашего департамента. Структурные изменения касаются, прежде всего, самих таможенников. Это связано с переутверждением штатов, их переназначениями, изменениями в положениях о департаментах, положениях о структурных подразделениях. Что касается участников ВЭД, то прошедшие изменения затрагивают их деятельность в части необходимости проведения сверок, возвратов и зачетов сумм таможенных платежей и налогов, поскольку таможенные платежи, уплаченные налоговым органам области, необходимо перевести в налоговые органы Алматы, если участник ВЭД подает таможенную декларацию в городе, и наоборот. Другого обременения разделение департамента на город и область на деятельность участников ВЭД не накладывает, поскольку и городской, и областной департаменты таможенного контроля исторически всегда были самостоятельными органами, хотя и расположенными очень близко друг от друга. Участники ВЭД это знают и без особых сложностей ориентируются, в какой из департаментов надо подавать таможенную декларацию.

— Насколько исполнены прог¬нозные показатели по взысканию таможенных платежей и налогов в 2011 году?

— Поскольку ноябрь еще не закончен, об итогах 11 месяцев говорить рано. Но в целом мы выполнили план—прогноз поступлений по таможенным платежам и налогам за ноябрь, доведенный нам Министерством финансов, и сегодня наш департамент уверенно его перевыполняет. По состоянию на 28 ноября, нами обеспечено поступление в доход бюджета 16,3 млрд. тенге при плане—прогнозе на ноябрь 2011 года в 12,6 млрд. тенге. Это 130%, а впереди еще два дня до окончания месяца. Для сравнения: среднемесячный показатель поступления платежей за январь—июль текущего года составлял всего 11,7 млрд. тенге. Общий объем платежей с начала года до названной даты составляет 145,1 млрд. тенге, тогда как запланировано поступление 137,9 млрд. тенге. То есть каждым сотрудником Департамента таможенного контроля по Алматы обеспечивается поступление в бюджет более 300 млн.тенге в год. Поэтому текущая ситуация позволяет с оптимизмом утверждать, что план—прогноз этого года мы перевыполним.

— Как и насколько эффективно ведется работа по борьбе с коррупцией в вашем департаменте?

— Конечно, мы принимаем активные меры по противодействию коррупции в собственных рядах. Среди личного состава постоянно проводится работа по недопущению коррупционных правонарушений и преступлений. С начала года в ДТК по Алматы поступило 31 947 обращений, из них в 44 (0,14% от общего числа) обжаловались действия сотрудников или было выражено несогласие с решениями таможенного органа. Данные жалобы были рассмотрены структурными подразделениями департамента. По 19—ти Управление внутренней безопасности провело служебные проверки, в четырех случаях факты неправомерных действий должностных лиц ДТК по Алматы нашли подтверждение. По результатам служебных расследований 5 сотрудников понесли наказание.

— Раньше говорили, что у таможенников маленькие зарплаты, поэтому они вынуждены брать взятки. Какие изменения ожидаются в этом вопросе?

— В этом году зарплата сотрудников таможни была увеличена, причем, дважды. Первый раз — примерно на 30%, когда коэффициенты исчисления зарплаты приблизили к коэффициентам, применяемым для начисления зарплаты пограничников, ведь наши сотрудники тоже несут круглосуточную службу на постах, в пунктах пропуска на границе. Кроме того, согласно Посланию президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 года, с 1 июля 2011 года была увеличена зарплата всем бюджетникам, тоже на 30%. Таким образом, на сегодня средняя заработная плата сотрудника департамента составляет более 110 тыс. тенге.

Но надо понимать, что вместе с увеличением зарплаты для борьбы с коррупцией необходимо и ужесточение механизма прохождения службы, чтобы человек сто раз подумал, стоит ли рисковать годами безупречной карьеры ради сиюминутной выгоды, при этом зная, что восстановить прежнее положение после нарушения будет уже невозможно и надо будет все начинать сначала.

— Расскажите, как ведется работа в борьбе с экономическими преступлениями и контрабандой?

— Эта работа идет постоянно. За десять месяцев 2011 года выявлено 41 экономическое преступление, возбуждены уголовные дела, изъято из незаконного оборота иностранной валюты, товаров и транспортных средств на общую сумму 272,4 млн. тенге. Это почти на 100 млн. тенге больше, чем за десять месяцев 2010 года. К тому же из незаконного оборота изъято более 5 кг наркотических средств.

За этот же период возбуждено 1218 административных дел, по которым наложены штрафы на общую сумму 78,5 млн. тенге, конфисковано товаров и транспортных средств на общую сумму более 60 млн. тенге.

— А с какими нарушениями таможне Алматы приходится сталкиваться чаще всего?

— Знаете, ничего оригинального нет. Все нарушения совершаются путем сокрытия товаров — недекларирование или «черная» контрабанда, фальсификация данных о товаре, недостоверное декларирование, так называемая «беловоротничковая, серая» контрабанда.

«Серая» контрабанда, скажем так, более «интеллектуальная». Для борьбы с ней в свое время были специально созданы подразделения пост—таможенного контроля — для изучения документов, анализа, проверок. Так вот: по результатам пост—таможенных проверок за 11 месяцев 2011 года нашим департаментом было доначислено таможенных платежей и налогов в размере 2,4 млрд. тенге, возбуждено 10 административных дел, по которым наложено штрафов на сумму 1,9 млн. тенге.

«Черной» контрабандой занимается Управление по борьбе с контрабандой. Здесь схемы грубее и проще. Однако выявлять их, а тем более пресекать значительно труднее. Если «серый» контрабандист сам приходит в таможню и сдает документы на проверку, то «черный» никуда не ходит, проводя операции по сокрытию товаров очень оперативно. И чтобы его выловить, нужны опыт и оперативная сноровка.

— Те же контрабандисты придумывают все новые схемы преступлений. Наверняка вы на эти «нововведения» оперативно реагируете… — Это действительно так. К примеру, в августе была выявлена очередная схема совершения экономических преступлений: участники ВЭД товары фактически не помещали в места временного хранения, при этом таможенные представители в декларациях указывали недостоверные сведения, и товар на таможенный досмотр не представлялся, т. е. производился незаконный срыв таможенной пломбы, разгрузка товара до завершения таможенного оформления. Сейчас, после выявления этой преступной схемы, виновные, в том числе должностные лица департамента, привлечены к ответственности.

— Как изменилась работа вашего департамента с вступлением Казахстана в Таможенный союз?

— 1 января 2010 года был принят единый таможенный тариф Таможенного союза и единые меры нетарифного регулирования. 1 июля 2010 года было отменено таможенное оформление по товарам, обращающимся во взаимной торговле между Казахстаном, Россией и Беларусью. А с 1 июля этого года таможенники ушли с внутренних границ между нашими государствами, и теперь там находятся одни пограничники.

Что касается влияния вступления Казахстана в ТС на нашу работу, то это, прежде всего, изменение таможенного законодательства. Теперь это таможенное законодательство Союза. Причем переходить на новые правила приходилось на ходу, времени на раскачку не было. Естественно, были определенные трудности «переходного» периода. Сейчас мы плотно взаимодействуем с коллегами по ТС: поскольку внутренних границ нет, а таможенная территория теперь у нас одна на всех, таможенный контроль мы должны обеспечивать только во взаимодействии друг с другом, как единый орган.

— Как создание Таможенного союза отразится на участниках ВЭД?

— Как я уже говорил, участники ВЭД работают в условиях Таможенного союза с 1 января 2010 года, когда вступил в силу единый таможенный тариф Таможенного союза. Причем те участники ВЭД, которые торговали с Россией и Беларусью, для нас участниками ВЭД уже не являются. Им не нужно декларировать свои товары при перемещении через внутренние границы.

Для тех, кто вел торговлю с третьими странами, изменения состоялись с введением нового таможенного законодательства ТС.

Надо сказать, что при разработке таможенного законодательства ТС в основу были взяты международные стандарты, в частности, Киотская конвенция по гармонизации и упрощению таможенных процедур, Рамочные стандарты безопасности, Соглашения ВТО/ГАТТ в области определения таможенной стоимости и другие. Но положения этих международных документов были учтены и при разработке ранее действовавшего Таможенного кодекса РК. Поэтому с введением нового таможенного законодательства каких—то принципиальных изменений не произошло. Однако потребовалось время для адаптации к новым условиям — и бизнеса, и таможенных органов.

— Как ведется работа с населением? Куда могут участники ВЭД, например, пожаловаться на недобросовестных сотрудников? — На всех таможенных постах и в администрации департамента есть информация о телефонах доверия. Граждане и юрлица могут озвучить претензии и жалобы по круглосуточному телефону 279—35—40 в Алматы, а также в рабочее время — в Управлении внутренней безопасности по номеру 279—12—78. Кроме того, участники ВЭД и граждане могут заранее записаться на прием к руководству департамента и лично изложить суть своего вопроса.

Также они могут обратиться в Управление внутренней безопасности с письменным либо устным заявлением на неправомерные действия сотрудников таможенных органов в соответствии с действующим законодательством РК.

Проводятся доверительные беседы с участниками ВЭД на предмет установления фактов недобросовестного исполнения своих обязанностей сотрудниками таможни, выявления проявлений коррупционной направленности.

— Сейчас руководители ведомств общаются напрямую с населением в интернете. А у вас есть блог, где вам можно задать вопрос, обсудить что—то?

— Блога у меня пока, к сожалению, нет. Но если рассматривать интернет как возможность общаться с населением, хочу отметить, что Департамент таможенного контроля по Алматы запустил новый сайт www.almaty—customs.kz, где можно задать интересующие вопросы.

Комсомольская правда в Казахстане