13.08.15

Казахстан как континентальный транспортный хаб

Одной из стержневых тем ноябрьского президентского Послания народу Казахстана стало развитие транспортно-транзитного логистического потенциала страны. И это вовсе не случайно.

«Запасной ресурс»

До недавнего времени транспортно-транзитный потенциал республики оставался чем-то вроде нереализованного экономического ресурса. «Первой ласточкой» в развитии отрасли стал запуск железнодорожной магистрали «Бейнеу – Жезказган» (протяженность 1200 км). Эта стальная артерия впервые связала центр и запад республики. При этом Казахстан стал единственной постсоветской страной, которая за годы независимости самостоятельно реализовала такой грандиозный инфраструктурный транспортный проект. По оценкам специалистов, за счет сокращения доставки грузов от Достык до порта Актау перевозка грузов по этой магистрали по территории Казахстана должна увеличиться на 40 процентов. К тому же это позволит создать сотни новых рабочих мест.

Далее последовал ввод еще одного транспортного проекта - магистрали «Казахстан – Туркменистан – Иран», которая имеет протяженность порядка 800 км. Этот проект, как ожидается, вместе с модернизацией морпорта в Актау увеличит транзит товаров до 40 миллионов тонн. Стоит ли говорить, что этот проект имеет для Казахстана стратегическое значение.

Сейчас уже становится очевидным, что развитие транспортно-транзитного потенциала даст новый стимул развитию национальной экономики Казахстана. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году объем товарооборота между Европой и Китаем достигнет, как минимум, порядка 800 миллиардов долларов. По другим оценкам, эта цифра может достигнуть около триллиона долларов. Увеличение торговли и товарооборота между Китаем и Европой дает Казахстану уникальную возможность увеличить транзитные потоки через свою территорию.

Между тем Глава государства поставил задачу вместе с увеличением транзитных потоков создать мощную систему сервисного обслуживания и логистики. Тем самым, ключевая идея стратегии Президента - превращение Казахстана в мощнейший евразийский транспортно-логистический транзитный хаб.

Уже реализованные проекты и те, что находятся на стадии реализации, показывают, что Казахстану вполне по плечу реализация этой задачи. А транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай» тоже должен сыграть определенный мультипликативный эффект для экономики Казахстана.

Астана станет столицей международного уровня

Как известно, развитие транспортно-транзитного логистического потенциала страны реализуется в рамках «Плана нации - 100 конкретных шагов». Астана, являясь столицей Казахстана и находясь в самом сердце страны, имеет все возможности для превращения в один из главных транспортным хабов международного уровня. Причем, как ожидают столичные власти, Астана должна превратиться в деловой, культурный и научный центр Евразии.

Одним из пунктов «Плана нации - 100 конкретных шагов» является создание международного финансового центра «Астана» (AIFC) на базе инфраструктуры Astana EXPO-2017 с приданием ему специального статуса. При этом его особый юридический статус планируется закрепить конституционно. Центр, считает аким, придаст новый импульс росту делового потенциала столицы, а в перспективе должен войти в 20 передовых финансовых центров мира.

В этой связи аким Астаны поручил просчитать все возможные последствия: как работа центра скажется на транспортной ситуации, рынке жилья и гостиничных услугах, рынке труда, миграционных и туристических потоках. Городские власти также планируют расширить финансовый инструментарий в центре за счет развития новых видов финансовых услуг. В этой связи следует учитывать и привлекать новые возможности по финансированию коммунальных проектов, по реализации инвестиционных проектов. Аким Астаны Адильбек Джаксыбеков в этой связи поручил активнее искать потенциальных инвесторов, применять различные виды финансовых инструментов для реализации своих проектов.

Помимо этого, в Астане планируется создание сети регулярного и комфортного авиасообщения с ведущими финансовыми центрами, что должно быть тесно увязано с внутри- и межгородскими транспортными потоками. Таким образом, столица должна стать важным транспортным хабом в масштабах всего континента, связующим узлом между Азией и Европой. Для осуществления этой задачи управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог, ТОО «Астана ЛРТ» поручено системно подойти к формированию комплексной транспортной схемы города, интегрировав в ней все виды транспорта и их взаимодействие в международном, национальном и внутригородском масштабе.

Немаловажной составляющей инфраструктуры центра является, безусловно, качественная информационно-коммуникативная сеть является. В перспективе все жители Астаны должны иметь постоянный доступ к качественной, быстрой и недорогой связи. Помимо этого, в перспективе ожидается большой наплыв иностранцев в столицу. И официальным языком на территории финансового центра станет английский язык. Поэтому как никогда актуальным становится изучение английского, стимулирование его изучения обслуживающим персоналом в гостиницах, ресторанах и других сервисных предприятиях. Это станет возможным благодаря открытию государственных и привлечения частных курсов английского языка, обеспечения соответствующей кадровой, материально-технической и методической базы. Также Астане необходимо активизировать работу в сфере туризма. Важным компонентом привлечения гостей в Астану, по мнению акима столицы, должно стать грамотное планирование культурных мероприятий и развитие событийного туризма.

Между Китаем и Европой

В рамках Евразийского экономического союза Казахстан заявляет о своих глобальных транспортно-логистических проектах. Громадные инвестиции вливаются в инфраструктурное и дорожное строительство, строительство новых стальных магистралей. Естественно, Казахстану будет сложно в одиночку осилить финансирование данных проектов. По мнению экспертов, инвесторами могут выступить партнеры Казахстана по логистическим проектам – Россия и Китай. Тем более, что эти державы заинтересованы в продвижении идеи Астаны о формировании евразийского транспортного хаба, так как за счет инфраструктуры проекта стороны смогут нарастить объемы своего присутствия на крупных региональных рынках. Чтобы привлечь инвестиции России и Китая, Казахстану, полагают аналитики, придется предложить максимально льготный механизм их функционирования.

По мнению заведующего Центром постсоветских исследований Института экономики РАН Леонида Вардомского, которое было опубликовано на ленте информагентства «Новости Казахстан, «широкое внедрение современных транспортных технологий, тесное сотрудничество с Россией, Китаем и другими соседними странами позволят Казахстану в ближайшие годы стать серьезным игроком на рынке контейнерных перевозок между Европой и Азией». По его словам, для стран, оказывающих транзитные услуги, это своего рода «невидимый экспорт», приносящий государству (Австрия, Белорусь, Голландия, Гонконг, Египет, Латвия, Панама, Польша, Сингапур и других) немалый доход. В мировой торговле товарами и услугами, по данным ВТО за 2013 год, доля транспортных услуг составила 4,8% в экспорте и 5,2% – в импорте.

Сложность ситуации для Казахстана после распада СССР заключалась в том, что возросла транзитная зависимость республики от других постсоветских стран. Не секрет, что современный Казахстан сбывает свою экспортную продукции за пределы бывшего СССР. Между тем, за период с 2000 по 2014 годы доля ЕС в экспорте Казахстана выросла с 26% до 56,8%, а СНГ – сократилась с 30,8% до 12,5%. «Но одновременно увеличился и транзитный потенциал Казахстана, понимаемый как совокупность внешнего спроса на провоз товаров и проезд пассажиров по национальным коммуникациям. Этот спрос определяется внутриматериковым положением Казахстана, расположением между Россией и Китаем, быстрым ростом прикаспийских стран и государств Центральной Азии», - отметил Л.Вардомский.

Транзитный потенциал Казахстана на самом деле сложно переоценить, поскольку республика граничит с развитыми промышленными центрами России, Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, а также со странами Центральной Азии. Согласно статданным, объем взаимной торговли между ЕС и Китаем в 2014 году превысил 615 миллиардов долларов.

За годы независимости, отмечают аналитики, Казахстан из транзитозависимой страны превратилась в страну-транзитера. За годы независимости Казахстан построил сразу несколько железных дорог («Аксу-Дегелен», «Алтынсарино- Хромтау»), соединяющих разные регионы страны напрямую, что позволило ослабить зависимость от коммуникаций соседней России.

Особую роль в развитии транзитного потенциала Казахстана играет порт Актау на Каспии. Через эти своеобразные «морские ворота» Казахстан имеет возможность выйти через Азербайджан и Грузию выйти к Черному морю, а также через Иран к Персидскому заливу. Располагаясь на пересечении нескольких транспортных коридоров, морпорт Актау позволяет обеспечивать перевозку грузов с востока на запад, с севера на юг и в обратном направлении, развиваясь в рамках проекта «Новый шелковый путь», направленного на реализацию транзитного потенциала Республики Казахстан.

Сейчас морской порт Актау находится под управлением национальной компании «Қазақстан темір жолы» и является важным звеном создаваемой мультимодальной логистической цепочки, включающей также сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», соединенный с Актау посредством железнодорожной ветки. Для повышения эффективности управления инфраструктурными объектами, а также увеличения пропускной способности действующего порта, привлечен международный консультант в лице глобального портового и терминального оператора компании DP World.

Актауский морпорт предназначен для перевалки сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов и расположен на пересечении нескольких международных транспортных коридоров, что позволяет обеспечивать перевозку грузов с востока на запад, с севера на юг и в обратном направлении. Основными видами грузов, обрабатываемыми в порту являются: нефть, металл, зерно, паромные и другие грузы. Направлениями перевозки грузов являются порты Ирана, России и Азербайджана. На участке «Баку-Актау-Баку» действует регулярная паромная линия. При этом порт Актау располагает: 79700 кв. м открытых площадок и крытыми транзитным складом - 2000 кв.м; четырьмя специализированными нефтеналивными причалами проектная мощность которых составляет 10,4 млн. тонн при фактической пропускной способности до 12 млн. тонн; тремя универсальными сухогрузными причалами для обработки генеральных грузов, контейнеров, а также для перегрузки негабаритных грузов и обработки судов типа «РО-РО»; железнодорожным паромным комплексом (при проектной мощности 1 млн. тонн фактическая пропускная способность составляет 2 млн. тонн); зерновым терминалом мощностью 600 тыс. тонн в год со специализированным причалом. Морской порт Актау способен круглосуточно принимать суда длиной не более 150 метров и шириной до 20 метров.

В рамках строительства международной автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай» предусмотрено строительство в Казахстане автодорожных мостов, дорожно-эксплуатационных комплексов, остановочных площадок, скотопрогонов, сервисных объектов для водителей и пассажиров. Одновременно со строительством автомагистрали намечены ремонт и строительство дорог в близлежащих районах областей, расположенных вдоль трассы. Ожидается, что строительство автодороги «Западная Европа – Западный Китай» на территории Казахстана будет завершено в 2015 году.

Новый Шелковый путь

Три года назад Глава государства Нурсултан Назарбаев предложил иностранным инвесторам проект «Новый Шелковый путь». По мнению Н.Назарбаева, именно Казахстан должен возродить свою историческую роль и стать крупнейшим деловым транзитным хабом Центральноазиатского региона, «своеобразным мостом между Европой и Азией».

Предполагается, что в результате реализации этого мегапроекта к 2020 году объем транзитного грузопотока через Казахстан должен возрасти в два раза, с дальнейшим доведением его, как минимум, до 50 миллионов тонн. «Мое видение - это создание на ключевых транспортных коридорах Казахстана единого комплекса хабов международного уровня, торгово-логистического, финансово-делового, инновационно-технологического и туристического», - отметил тогда глава Казахстана.

Конкурентное преимущество предлагаемого проекта «Новый шелковый путь» будет основано на реализации принципа четырех «С»: скорости сервиса, стоимости, сохранности и стабильности».

Реализация данного проекта станет новым этапом освоения транзитного потенциала Казахстана. Предполагается, что объем международных транзитных перевозок Казахстана к 2020 году увеличится вдвое за счет роста перевозок между КНР и ЕС, Россией, Турцией, Ираном, а также между Россией со странами Центральной Азии, Ираном и странами Индийского океана, между центральноазиатскими странами и Китаем.

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры Казахстана и формирование глобальных логистических схем с использованием нашей инфраструктуры создало базовые предпосылки для реализации транзитного потенциала республики, когда Казахстан станет полноправным евразийским транзитным хабом.

«www.bnews.kz».