21.10.05

Киотский коридор

Вполне возможно, что в недалеком будущем по всей российской границе откроется "зеленый коридор" на ввоз и вывоз товаров, а работающие в свободных экономических зонах (СЭЗ) участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) будут полностью освобождены от уплаты таможенных платежей. Эти новшества предусматривает Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, законопроекте ратификации которой Россией, как ожидается, будет внесен в Госдуму в начале следующего года. Вчера возможные последствия ратификации этого документа обсуждала рабочая группа Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). "В таможенной сфере это первое международное соглашение, все его участники будут разговаривать на одном языке", - говорит начальник юридического управления департамента группы "Тарго" Андрей Цагай. Киотская конвенция была заключена в 1973 году, однако как международный договор она пока не вступила в силу. Это случится после того, как все участники соглашения ратифицируют протокол.

Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) видят главное достоинство конвенции в том, что она повсеместно вводит систему "зеленого коридора" на ввоз и вывоз товаров, предусматривающую для добросовестных компаний упрощение таможенных процедур при прохождении границы. Сейчас в России такой коридор действует лишь на отдельном участке северо-западной границы: по нему проходят грузы из Швеции и Финляндии.

Конвенция распространит действие коридора на всю границу. В результате, как прогнозируют эксперты, ускорится товарооборот и снизятся издержки участников ВЭД. "Особую пользу ратификация протокола принесет малому и среднему бизнесу, так как у крупных компаний есть большие организационные и финансовые возможности для ускоренного прохождения таможенного контроля", - говорит Андрей Цагай.

Еще одно новшество Киотской конвенции коснется свободных экономических зон (СЭЗ). "Киотская конвенция предусматривает отмену всех таможенных платежей на территории создаваемых СЭЗ, в то время как сейчас они отменяются частично", - отмечает юрист "ОПОРЫ России" Александр Барков. По его словам, это новшество пойдет на пользу работающим в СЭЗ малым предприятиям, но при этом породит риск разорения части из них из-за усиления конкуренции с импортерами из других стран, которые смогут беспрепятственно ввозить товары на территорию свободных зон.

Деловое сообщество рассчитывает, что законопроект о присоединении России к Киотской конвенции поступит в Госдуму в январе 2006 года. Однако эксперты опасаются возможных затяжек с его согласованием различными ведомствами. "Если закон поступит в Госдуму в весеннюю сессию, то может быть рассмотрен только осенью, когда начинается предвыборная кампания и депутатам сложно вести взвешенную работу", - отмечает Цагай.

К тому же после принятия закона потребуется время на приведение российского законодательства в соответствие с нормами конвенции. Хотя международный документ отводит на эту процедуру три года, эксперты надеются, что российские законодатели справятся с задачей гораздо быстрее. "Принятый два года назад Таможенный кодекс на 90% соответствует духу международного соглашения, - говорит руководитель департамента по таможенному праву компании STS Logistics Сергей Фалин. - Большинство нестыковок с конвенцией носят технический характер и устраняются путем внесения ряда поправок в кодекс".



"Особую пользу ратификация протокола принесет малому и среднему бизнесу, так как у крупных компаний есть большие организационные и финансовые возможности для ускоренного прохождения таможенного контроля"

Бизнес 21.10.05