19.05.15

Киргизские риски ЕАЭС

8 мая участники ЕАЭС на заседании Высшего евразийского экономического совета одобрили присоединение к союзу Киргизии. Запустив процесс евразийской интеграции значительно раньше Армении, ставшей участницей ЕАЭС 2 января 2015 года, Бишкек подошел к финишной черте лишь в начале мая. Однако проблемы, связанные с интеграцией Киргизии в евразийское пространство, на этом отнюдь не закончились.

Договор о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС был подписан 23 декабря 2014 года. Тогда же президент Алмазбек Атамбаев заявил, что вступить в силу он должен к 9 мая 2015 года. Именно эта дата и была определена в качестве финальной точки, к которой все подготовительные процедуры по вступлению в союз должны были быть завершены. Для этого Киргизии предстояло осуществить целый ряд мероприятий, предусмотренных двусторонними соглашениями, а также внутренними нормативными актами и техническими стандартами ЕАЭС. Тем не менее к реальному членству в союзе республика будет готова лишь к концу этого года. Период же с мая по декабрь может оказаться крайне непростым как для самой Киргизии, так и для других стран союза.

К вступлению в ЕАЭС Бишкек начал готовиться давно. «Дорожная карта» евразийской интеграции была принята правительством Киргизии еще в мае 2014 года. В соответствии с ней Бишкек обязался внести изменения в более чем 90 нормативно-правовых актов, регулирующих таможенную, налоговую, торговую и другие виды экономической политики. Киргизия, в частности, должна была адаптировать к требованиям ЕАЭС таможенные правила и переоборудовать пограничные пункты пропуска, присоединиться к соглашениям о единых принципах технического регулирования, санитарного и транспортного контроля, унифицировать систему косвенных налогов и стать участницей единой системы взимания таможенных сборов. Без выполнения этих условий членство Киргизии в ЕАЭС было невозможно.

Однако практическая реализация «дорожной карты» столкнулась с целым рядом сложностей. Одними из первых возникли проблемы с оснащением необходимым оборудованием таможенных постов и лабораторий, которые должны заниматься проверкой и сертификацией продукции. Собственных средств на их модернизацию у Киргизии не было. Поэтому 31 марта в Бишкеке было подписано соглашение, по которому Россия обязалась выделить республике для этих целей 200 млн долл. Еще 100 млн долл. обещал Киргизии Казахстан. Четыре важнейших пункта пропуска должны были быть модернизированы до 9 мая. Однако крайне сжатые сроки проведения работ и перенос модернизации остальных пунктов на более поздний срок создавали риски для функционирования всего таможенного пространства ЕАЭС. С принятием Киргизии в нем могут обнаружиться многочисленные и никем не контролируемые «дыры».

Вообще готовность Киргизии к вступлению в союз вплоть до последнего времени вызывала вопросы. Так, с 30 марта по 3 апреля в Бишкеке прошли экспертные консультации с участием представителей таможенных и налоговых служб России, Казахстана и Киргизии, главной темой которых была готовность республики к работе в рамках ЕАЭС. По словам директора департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Владимира Скибы, решение об отмене таможенного контроля на казахско-киргизской границе будет приниматься Высшим евразийским экономическим советом на основе оценки состояния системы таможенного контроля Киргизии. То есть готовность этой системы за месяц до принятия в союз была неочевидной. Принять же Бишкек в ЕАЭС в ситуации, когда киргизские таможенники еще не готовы или не полностью готовы работать по общим стандартам, значит подвергнуть риску весь союз, с таким трудом создававшийся интеграционной «тройкой».

Проблемы с оснащением необходимым оборудованием испытывают и лаборатории, которые должны проводить ветеринарные и фитосанитарные исследования. Для их модернизации департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Киргизии запросил из российского и казахстанского грантов более 5 млн долл. К маю лаборатории должны быть готовы к аккредитации в реестре ЕАЭС, но полностью модернизировать их Бишкек явно не успевает. По данным на начало марта, центральные киргизские лаборатории покрывали только 60% показателей технических регламентов Таможенного союза. Оснащение региональных лабораторий еще хуже. Даже при условии поступления оборудования проводить испытания в полном объеме они не смогут, так как для этого надо еще обучить персонал. В итоге полного соответствия стандартам ЕАЭС киргизские санитарно-эпидемиологические службы смогут достигнуть только к концу года.

На успешности евразийской интеграции Киргизии могут отразиться и пограничные проблемы, с которыми она столкнулась после распада СССР. Помимо Казахстана республика граничит еще с тремя государствами: Китаем, Узбекистаном и Таджикистаном. Ее границы с третьими странами становятся внешними границами ЕАЭС. При этом значительная часть из них до сих по не демаркирована и является спорной. Так, из 1378 км границы с Узбекистаном делимитированы только 73%, а более четверти ее общей протяженности до сих пор не описано. Из 930 км границы с Таджикистаном согласовано чуть более половины (около 500 км). Причем процесс делимитации границы в последнее время фактически остановился. В силу слабой оснащенности и проблем с финансированием Госпогранслужбы Киргизии границы контролируются слабо. Помимо обострения военно-политической обстановки в Афганистане, с которым граничат Таджикистан и Узбекистан, это может обернуться ростом наркотрафика, и без того превратившегося в головную боль России.

Недостаточно плотно охраняется и граница с Китаем протяженностью 1049 км, со стороны которого военно-политическая нестабильность Киргизии пока не грозит. Тем не менее вероятность контрабанды из КНР отнюдь не исключена. В перспективе это может породить проблемы, аналогичные тем, с которыми Россия столкнулась после введения запрета на импорт продовольствия из ряда стран ЕС. Вскоре запрещенные товары пошли через Белоруссию, что породило в двусторонних отношениях массу проблем. В самой Киргизии, кстати, рассчитывают на то, что реэкспорт товаров из Китая, несмотря на повышение таможенных пошлин, сохранится и по-прежнему будет являться одной из ключевых отраслей экономики. При этом к вхождению в ЕАЭС киргизские предприниматели готовятся уже давно. По некоторым оценкам, на складах скопились большие объемы китайских товаров, которые после подписания всех документов будут свободно поставляться на рынки союзных государств.

Политические и экономические риски при вступлении в ЕАЭС возрастают и для самой Киргизии. Судя по опыту Казахстана, республику наверняка ждет повышение цен, и прежде всего на традиционные статьи китайского импорта. В условиях невысокого уровня жизни подорожание привычных товаров может вызвать недовольство населения и негативно отразиться на популярности властей. Переориентация экономики на рынки ЕАЭС породит проблемы и у многих предпринимателей, привыкших делать бизнес на реэкспорте китайских товаров. Кроме того, не секрет, что евразийская интеграция Киргизии отнюдь не радует Евросоюз и США, которые к тому же недовольны выводом своей базы из Манаса. Запад вполне может воспользоваться сложным периодом, в течение которого республика будет адаптироваться к условиям ЕАЭС, чтобы попытаться организовать очередную цветную революцию. С этой целью уже сформировано Новое оппозиционное движение Киргизии, лидер которого Равшан Джеенбеков даже успел отметиться на киевском майдане. Тот факт, что Киргизия уже имеет негативный опыт двух государственных переворотов (2005 и 2010 годы), лишь усиливает вероятность реализации этих рисков.

Независимая газета