11.06.08

Клад у взлетной полосы

В рамках среднесрочной стратегии своего развития Холдинг «РОСТЭК» продолжает формировать современную таможенно-логистическую инфраструктуру в перспективнейшем Московском регионе. Очередным этапом реализации этой стратегии стало открытие ЗАО «РОСТЭК-Логистика» (специализированная компания Холдинга) склада временного хранения в зоне деятельности таможенного поста Аэропорт Чкаловский.

Сегодня этот пост входит в состав Домодедовской таможни, а вообще у него богатая история, насчитывающая почти полвека. Когда-то это была отдельная таможня, которую в разные времена возглавляли Анатолий Круглов, Юрий Акулинин, Владимир Егоров, Валерий Сермавкин, Олег Родионов, Александр Кочнов и другие широко известные профессионалы таможенного дела. С 2007 года таможенный пост Аэродром Чкаловский возглавляет Сергей Александрович Цуканов.

Склады временного хранения долгое время для самих таможенников были в некоторой степени terra incognita. До недавнего времени доля государственных СВХ не превышала десяти процентов. Специалисты предсказывали невозможность возвращения таких складов в орбиту госсобственности.

– Мы пойдем другим путем, – сказали в РОСТЭКе. – Сами откроем свой склад.

И вот перед нами ограда. Идешь со стороны подлеска и кажется, что тут просто-напросто уютное дачное строение – коттедж, огородик… А вот и нет! Вместо строгого предупреждения о якобы злой собаке – ярко-бирюзовая броская вывеска «Склад временного хранения. ЗАО «РОСТЭК-Логистика». Режим работы 9-18. Перерыв – 13 -13.45».

– ЗАО «РОСТЭК-Логистика» включено в реестр таможенных брокеров – без ограничения сферы деятельности, – рассказывает заместитель директора предприятия – директор СВХ Владимир Сулимов.

– И недавно Домодедовская таможня выдала нам официальное Свидетельство о включении в реестр владельцев складов временного хранения. Сейчас должен решиться вопрос о вхождении в Реестр таможенных перевозчиков. Склад универсален, тут опрятные помещения, просторные ангары, подобрана команда профессионалов, создана надежная система безопасности и сохранности груза. Нельзя не отметить и удобные пути подъезда – всего двадцать пять минут от МКАД по Щелковскому шоссе.

На открытой площадке первенец «ростэкохранения» – двадцатифутовый контейнер лидера российского двигателестроения – корпорации «Сатурн». А вообще места тут много. По официальной мерке – шестьсот пять «кубов» в помещении да триста «квадратов» на открытой площадке. Но это далеко не предел – есть куда расползтись, как по меридиану, так и по широте.

– Запас карман не тянет, – улыбается жизнерадостный Сулимов, – а вообщето уже теперь здесь спокойно могут одновременно разгрузиться два аэробуса «ИЛ-76». И при условии грамотно составленной схемы таможенной логистики и четкой работы сотрудников склада все операции размещения товаров на складе займут примерно час.

Мне вспомнилось, как гендиректор холдинга «РОСТЭК» Александр Повстяный рассказывал, что система предприятий РОСТЭК во всем стремится к рентабельности и прибыльности. В прошлом году совокупная чистая прибыль всей системы составила 173,7 миллиона рублей, или 124,6 процента к плану, рост по сравнению с 2005 годом составил более 60 процентов. Теперь, видим, РОСТЭК прирастает новыми предприятиями, расширяет форму своей деятельности, а стало быть, и таможенникам всея Руси от этого жить станет лучше. Ведь РОСТЭК на все сто процентов принадлежит государству в лице ФТС России, более половины получаемой прибыли тратится на реализацию социальных программ российских таможенных органов, в том числе на санаторно-курортное лечение, спортивно-оздоровительные программы, а также на организацию питания сотрудников таможенных органов.

И вот теперь мы воочию убеждаемся, как системой предприятий РОСТЭК за счет своих и привлеченных средств реализуется долгосрочная программа развития собственной таможенной инфраструктуры, в том числе современных складских таможенно-логистических терминалов. Так что не на словах – на деле формируется многоотраслевая структура системы наших предприятий как единого вертикально-интегрированного холдинга со стопроцентным государственным участием в качестве основного исполнителя государственной программы развития таможенных органов России, реализуемой Федеральной таможенной службой.

Да, настала пора участникам ВЭД начать учитывать в своих бизнес-проектах новый для многих предпринимателей адрес – СВХ ЗАО «РОСТЭК-Логистика» + Аэропорт «Чкаловский». Его долго иначе как «одним из подмосковных аэродромов» не называли. Отсюда стартовали полярные маршруты и государственные визиты, здесь приземлялись самолеты с космонавтами. Изначально аэродром готовили для НИИ ВВС, в 1932 году сюда перебазировались с Ходынского поля самолеты для испытаний. Тут соорудили единственную в СССР бетонную взлетно-посадочную полосу длиной 1 000 метров, первые в стране внедрили самолетные весы, барокамеры, аэродинамическую трубу, стенды для испытания двигателей.

Дивизия особого назначения и Летно-испытательный центр имени Чкалова стародавние партнеры. Начиная с 1927 года, они вместе располагались на Ходынке, где и было создано авиационное звено особого назначения, ставшее затем отрядом, эскадрильей, полком, а в 1942 году дивизией. Ее самолеты перебрались с Центрального аэродрома на Чкаловский в 1961 году. Затем на аэродроме поселился Центр подготовки космонавтов. Кстати, тогда все космонавты жили здесь же, в гарнизоне, здесь же и родилось название «Звездный городок», который первоначально располагался в «Чкаловском».

Разные времена переживал этот аэродромный комплекс. Но нынче время говорить о новом звездном часе. Появилась организация, которая смогла сертифицировать аэродром заново, и теперь сюда вновь возвращаются такие крупные авиакомпании, как «Тесис», «Волга-Днепр», «КАПО-Авиа» и другие. Скажем, в 1999 году таких компаний здесь насчитывалось девятнадцать. Первой среди равных по праву называют «Атлант-Союз» – именно этому гиганту оказалось по плечу создать особое предприятие по аэропортовскому обслуживанию грузовых перевозок.

– Официально мы существуем с 1 января 2000 года, – рассказывает генеральный директор ОАО «Аэропорт Чкаловский» Александр Игнатьев. – Полностью проведена сертификация всех аэродромных служб.

Трудно переоценить важность возрождения аэродромного комплекса «Чкаловский» – нынешняя его инфраструктура позволяет эффективно проводить государственную таможенную политику, так как уже на деле может произойти реальная переориентация грузопотоков, которые пока еще уходят от нас в Прибалтику, Казахстан и другие сопредельные государства.

И вот теперь в этом тереме-теремке не только организовано совместное базирование государственной и гражданской авиации – создано ОАО «Аэродром «Чкаловский», но тут еще и живут и благополучно содружествуют таможня, а также новая структура РОСТЭКа – «Логистическое предприятие» со своим СВХ.

Рядом с СВХ к услугам бизнесменов создан просторный складской комплекс, руководимый Г.Н. Черновым. Здесь можно оперативно и надежно разместить груз как на краткосрочный, так и на длительный период. Эти хранилища создают необходимые условия применения на практике новейших стандартов логистики. Найдено оптимальное решение совмещения в одной географической точке аэродрома, логистического центра, таможенного поста и непосредственно склада с удобными подъездными путями. На этот СВХ могут быть помещены любые иностранные товары. При этом не требуется помещение товара под какой-либо определенный таможенный режим.

– Сегодня график работы наших сотрудников составлен так, что таможенное оформление проводится не только в будни, но и в выходные и праздничные дни, – отмечает Сергей Цуканов. – Морально мы готовы хоть сегодня перейти на электронное декларирование, осталось решить технические детали.

Да, это очень важно, ведь эксперты предсказывают наплыв внешнеторговых грузов, и четкая работа этого конвейера зависит от слаженности работы всех его участников. Характерно, что группа предприятий РОСТЭК придерживается комплексного подхода к программе развития логистического направления «Чкаловский». Помимо открытия здесь своего СВХ, в холдинге принято решение концентрировать здесь и авиагрузы, транспортируемые в интересах своих клиентов.

Уже можно привести примеры удачных логистических решений. ЗАО «РОСТЭК-Таможинформ» стало официальным транспортным экспедитором Российской Национальной выставки в Индии, которая пройдет с 25 по 28 ноября в пригороде Дели городе Грейте Нойда (Greater Noida), и здесь – на СВХ ЗАО «РОСТЭК-Логистика» концентрируются выставочные грузы.

– Эта выставка – основное мероприятие Года России в Индии, – рассказывает руководитель ЗАО «РОСТЭК-Таможинформ» Николай Евсенкин. – Свои достижения демонстрируют триста компаний из двадцати российских регионов. Именно она ознаменует торжественное завершение Года России в Индии, а в церемонии открытия выставки примут участие Президент России и Председатель Правительства. В выставке примут участие более 20 российских регионов и порядка 300 отечественных компаний.

По словам директора «Ростаможинформа», руководство ФТС России придает особое значение этому мероприятию в плане создания оптимальных условий для его участников с точки зрения таможенного обеспечения и соблюдения необходимых процедур. «Глава ФТС А.Ю. Бельянинов в своем интервью ведущей индийской газете Indian Express от 12 февраля с.г. подчеркнул, что «Российские и индийские таможенные органы намерены создать для участников выставки режим наибольшего благоприятствования», добавил Н. Евсенкин.

Остается лишь пожелать и таможенному посту Аэропорт Чкаловский, и оператору аэропортного комплекса ОАО «Аэропорт «Чкаловский», и пограничному посту, несущему вахту плечом к плечу с коллегами-таможенниками, СВХ ЗАО «РОСТЭК-Логистика», успехов в возрождении былой славы «Чкаловского»!

Досье «Таможни»
1 июня у чкаловских таможенников день рождения. Сорок восемь лет назад образован Чкаловский пост Московской таможни. А в 1984 году пост преобразован в таможню. Зона ее деятельности охватывала все аэродромы военнотранспортной авиации Московской воздушной зоны. Пост находится на военной авиабазе, обеспечивающей связь с группами российских войск, расположенными за пределами России, а также функционирование космодрома Байконур. Таможенники контролируют спецрейсы, совершаемые представителями аппарата Президента Российской Федерации, Министерства обороны и МВД, здесь оформляются спецгрузы для обеспечения визитов высших должностных лиц государства.


Журнал "Таможня" №11 июль 2008г.