15.12.06

Клондайки и Эльдорадо таможенного кодекса

Требования об обязательной организации складов временного хранения (СВХ) грозят парализовать работу ОАО Трансконтейнер .

Последние месяцы в юридическую службу Трансконтейнера хлынул поток протоколов об административных нарушениях. Например, 29 сентября, едва только начался рабочий день, на стол ведущего инженера отдела взаимодействия с таможенными органами Евгения Бирюкова легла толстая пачка протоколов об административных нарушениях только из одной таможни в поселке Янтарный (Ростовская область). К концу дня стопка этих документов станет неподъемной , грустно шутит юрист. Из всех протоколов следует одно: компания оштрафована и должна заплатить.

Появляются эти протоколы таким образом.

Приходит состав на терминал Трансконтейнер , расположенный в зоне таможенного контроля (ЗТК). При сортировке приемосдатчик не может проверить техническое состояние и правильность таможенного оформления контейнера, находящегося в вагоне, это противоречит правилам техники безопасности. Поэтому контейнер должен быть обязательно выгружен из вагона. Затем после проверки контейнер грузится обратно в вагон, чтобы следовать на станцию назначения. Но не всегда вагон выгрузки и вагон погрузки присутствуют на терминале одновременно. Как правило, свободных вагонов в составе нет. Вот и приходится снимать контейнер с платформы и ставить его на площадку рядом с путями. В этот момент, собственно, и происходит нарушение закона незадекларированный груз касается российской земли. Тут же возникает таможенник с протоколом об административном нарушении и требует уплатить 5000 руб. штрафа. Горы протоколов скапливаются ежедневно у меня на столе как раз по поводу вышеописанных правонарушений , говорит Евгений Бирюков.

Таможенники разъяснили перевозчикам, что это за правонарушения.

Заместитель начальника Главного управления организации таможенного контроля Андрей Коровин прислал письмо, в котором сообщил: В соответствии со статьей 100 Таможенного кодекса временное хранение товаров осуществляется только на складах временного хранения (СВХ), владельцами которых могут быть российские юридические лица, включенные в Реестр владельцев складов временного хранения .

Правда, затем таможенники уточнили, что согласно статье 166 Таможенного кодекса допускается временное хранение товаров в местах, не являющихся СВХ, и расположение которых согласовано с таможенными органами .

Однако, судя по схеме контейнерного таможенного терминала Ростов-товарный, которая есть в распоряжении Гудка , на терминале нет ни одного квадратного метра, который бы мог именоваться местами, не являющимися СВХ , кругом таможенная территория. То есть, куда контейнер ни поставишь на время перегрузки из вагона в вагон, тут же попадаешь на штраф.

Кроме того, есть некоторый элемент коварства и в специфике применения ТК РФ. Ведь действующий вариант Таможенного кодекса вступил в силу три года назад. Но в течение двух лет после этого о статьях 100 и 166 никто не вспоминал.

Требование об организации СВХ появилось после того, как ОАО РЖД передало на баланс своего филиала Трансконтейнер ряд объектов недвижимости, в том числе контейнерные площадки, входящие в имущественный комплекс контейнерных терминалов на станциях Ростов-товарный, Краснодар-сортировочный, Новороссийск, Скачки, Владикавказ и на других таможенных пунктах. По справедливым ожиданиям директора центра по перевозке грузов в контейнерах Трансконтейнера Петра Баскакова, ссылающегося на 362 статью Таможенного кодекса, на территории этих контейнерных площадок возможно выполнение грузовых операций, включая перегруз, снятие контейнеров с транспортных средств на площадку и их временное хранение. Но вдруг появились вышеупомянутые письма таможенных чиновников, и вслед за этим на компанию посыпался дождь протоколов об административных правонарушениях.

Создается впечатление, что таможня не торопилась с введением новых правил, боясь приостановить структурные изменения в ОАО РЖД , в результате которых стало возможным появление жертвенного тельца в лице Трансконтейнера .

В то же время организация СВX оказывается делом весьма накладным. Немалых затрат требует сооружение специальной ограды, помещений для работников охраны и таможенников и особенно приобретение и установка рентгеновского оборудования для досмотра грузов.

И далеко не всегда величина товаропотока такова, что может окупить расходы на организацию склада.

Вопрос стоит настолько остро, что, по словам ответственного секретаря комитета РСПП по торговой политике и ВТО Бориса Вишневского, представители комитета были вынуждены пригласить руководителей Федеральной таможенной службы для того, чтобы договориться о более приемлемых условиях транспортировки контейнеров.

Гудок 15.12.2006