25.07.06

Код да вина

Кто виноват в алкогольном кризисе? Имена, пароли и явки станут известны, вероятно, уже в ближайшие дни. В поручении премьер-министра Михаила Фрадкова дано прямое указание пяти ведомствам навести порядок с вином и найти проштрафившихся.

В пояснительной записке аппарата правительства к поручению премьера на первой позиции фигурирует минфин, далее следуют минэкономразвития, минсельхоз, ФСБ и таможенники.

Этот документ появился на сайте правительства в пятницу, а вчера ведомства, указанные премьером, активно стремились отвести от себя подозрения. Но с прогнозами нормализации рынка спешить не стали. И только помощник гендиректора НТЦ "Атлас" (это предприятие подконтрольно ФСБ) Анатолий Бескаравайный предположил, что обстановка с алкоголем нормализуется до 1 августа.

Напомним, что в минувший четверг на проблему алкогольного рынка "обратили внимание" члены Общественной палаты и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Г-н Гордеев высказал предположение, что, если бы своих мест лишилась парочка чиновников, кризиса не было бы. Видимо, в минсельхозе сообразили, что ситуация бьет по алкогольной реформе, задуманной этим ведомством. Хотя сам по себе нынешний кризис имеет лишь косвенное отношение к планам минсельхоза о введении в стране госмонополии на водку. Вчера же в пресс-службе этого ведомства нам заявили, что выступление г-на Гордеева на правительстве было исчерпывающим, и новых комментариев не будет. "Все остальное касается уже других ведомств", - пояснил нам источник в этом министерстве.

Но и в "других ведомствах" не спешат посыпать голову пеплом. Взять минэкономразвития. "Упоминание о нас выглядит странным", - сказал корреспонденту "РГ" источник в этом министерстве. Когда-то действительно минэкономразвития придумывало злополучную систему на "концептуальном уровне". По словам источника, концепция изначально была хорошей - реализация подкачала. Но к реализации ведомство Германа Грефа, как всегда, отношения не имеет. "Проблема в наполнении государственного реестра данными, - говорит источник. - Это задача таможенников, налоговиков, но никак не наша. Что мы можем сделать сейчас? Контролировать - не можем. Давать какие-то методические указания? Смешно. Кажется, на нас просто решили показать пальцем как на исходных разработчиков этого дела".

В свою очередь источник в минфине напомнил, что закон о государственном регулировании производства и оборота алкоголя потребовал большой нормотворческой деятельности. И в ведомстве Кудрина разработали около десяти различных постановлений. Но согласование этих документов с другими министерствами - минсельхозом и минэкономразвития - действительно шло долго. Так, например, с подчиненными Грефа долго утрясали стоимость акцизных марок, хотя "цена вопроса" и составляла в прямом смысле слова копейки. Кстати, именно по настоянию минфина был введен переходный полугодовой период для запуска работы с новыми акцизными марками. Ведомство Кудрина предлагало также на год отложить введение новой маркировки для импортеров, но этот вариант отвергли в Госдуме.

Что касается Федеральной таможенной службы, руководство которой полностью сменилось в самый разгар смены федеральных акцизных марок старого образца на новые, то крайним, по мнению экспертов, это ведомство вряд ли станет - там нашли возможности в срочном порядке сконцентрироваться на проблеме.

Динамика насыщения рынка марками, которых еще в апреле и в помине не было, хотя должны были быть выпущены к ноябрю прошлого года, впечатляет. По официальной статистике ФТС, если к 1 июля такие марки были только на 5 процентах бутылок импортного алкоголя (8 млн. бутылках), то к 24 июля их изготовлено на 100 миллионов больше, чем заказано импортерами. А всего на этот день в страну ввезено уже более 20 млн. единиц алкогольной продукции, маркированной акцизными марками "нового" образца. Кроме того, штрих-коды нанесены на 73 миллиона бутылок, так что путь на российский рынок им уже открыт. Однако, по словам поставщиков, поскольку они начали получать марки только во второй половине мая, насыщения прилавков достаточным количеством нового импорта они ждут не раньше конца июля. Сейчас марки отправляют в страны-производители, чтобы там их наклеили на конечный продукт. Чтобы ускорить этот процесс, ФТС выдает марки по первому требованию, хотя, по закону, обязана это делать в течение 60 дней.

Более того, как заявил "РГ" руководитель пресс- службы ФТС Александр Смеляков, "все подразделения таможни сориентированы на то, чтобы таможенная очистка импортного алкоголя на границе происходила в приоритетном ускоренном режиме. Кстати, импортеры, предупредили в таможне, должны будут обратить внимание и на перемены, которые произошли в тексте справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, которая "разрешает" ввоз в страну алкоголя. Эти изменения в связи со вступлением в силу нового закона об обороте алкогольной продукции, носят чисто технический характер, и пугать не должны. Соответствующее постановление правительства РФ печатается сегодня в "РГ".

Как стало известно корреспонденту "РГ", сегодня в ФТС пройдет заседание закрытого экспертного совета по проблемам перемещения через таможенную границу алкогольной продукции. В нем примут участие и бизнесмены, работающие на алкогольном рынке. На совете (и это будет одной из главных тем) планируется обсудить работу ЕГАИС - Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Как считает бизнес, сбой на рынке был предопределен самим ходом подготовки к запуску ЕГАИС. Хотя подготовительная работа ведется почти год, программные средства разрабатывали, по сути, на "глазок" - официально утвержденного технического задания ни со стороны таможенников, ни со стороны налоговиков до сих пор нет. Не случайно, что состыковка систем в автоматическом режиме идет сложно. Однако, как сказали корреспонденту "РГ" в Федеральной таможенной службе, они уже закончили разработку перечня технических требований.

Итак, вторая по значимости причина кризиса - плохая работа ЕГАИС. С ее помощью налоговики должны были получить возможность отследить путь каждой бутылки. Но для этого данные штрих-кодов с новых акцизных марок надо "загрузить" в ЕГАИС, без этого продукция не может быть пущена в торговлю. Таким образом, отсекается весь "левак". Однако пустые прилавки красноречиво сигнализируют, что система как минимум забуксовала. По подсчетам экспертов, доля нелегального пойла в эти дни поднялась с обычных 50 процентов до 90. Кстати, такого учета нет ни в одной стране мира. ЕГАИС даже сравнивали с "первым спутником" - но ракета взорвалась на старте. Во-первых, разработчики не предусмотрели вариант, при котором участники рынка "ломанутся" регистрироваться в системе в последний момент. Но так и случилось: основной вал заявок пришелся на две последние недели июня. То ли участники рынка ждали, что правительство сместит дату окончания действия лицензий, то ли сработал банальный "эффект студента". Во-вторых, бросается в глаза низкое качество связи с центральным сервером - он банально виснет (аналогичные претензии, напомним, предъявляли к системе электронных заявок на проведение конкурсов по закупкам для государственных нужд). В-третьих, по некоторым данным, Федеральной антимонопольной службе предстоит разобраться в цене подключения к системе, как и в плате за ее обслуживание, потому что эти цифры якобы не потрудились обосновать.

Как видим, практически никто пока не берет на себя смелость предложить какое-то радикальное решение. И только в минфине корреспонденту "РГ" сказали, что сейчас надо сосредоточить усилия не на поиске виновных, а найти выход из положения. Возможно, предполагают в минфине, речь может идти либо о работе ЕГАИС в тестовом режиме, либо о переносе сроков вступления в действие закона. Но назвать конкретные сроки, когда ЕГАИС заработает, полагают в минфине, могут только разработчики системы - НТЦ "Атлас".

Прямая речь

Корреспонденту "РГ" удалось связаться с помощником гендиректора ФГУП НТЦ "Атлас" Анатолием Бескаравайным.

Российская газета: Позвольте вопрос в лоб. Вы разделяете мнение премьера о том, что в кризисе на алкогольном рынке виновна среди прочих и ФСБ?

Анатолий Бескаравайный: Я не вправе комментировать слова Фрадкова и, честно говоря, не хотел бы это делать. Что же касается некоторой напряженности, которая сложилась на алкогольном рынке, то надо признать, что она есть. Если говорить о вине ФСБ, то я бы так огульно не утверждал.

Но в данном отношении стоит пояснить. ФГУП НТЦ "Атлас", который я представляю, действительно подконтролен ФСБ России и занимался разработкой программного обеспечения для ЕГАИС. И наше предприятие, по моему глубокому убеждению, создало качественный и эффективный продукт, задача которого заключается в том, чтобы контролировать производство и продажу алкоголя в стране. В конечном итоге цель программы в том, чтобы некачественная продукция не попадала на прилавки, чтобы наши граждане не травились паленой водкой и чтобы они могли быть уверены, что купленная ими бутылка в магазине соответствует этикетке.

РГ: Но во многих магазинах алкогольная продукция исчезла. В некоторых регионах уже торгуют водкой из-под полы, а значит, что-то в вашей системе не так?

Бескаравайный: Определенное напряжение действительно возникло в начале внедрения системы, но причин тому было несколько.

Во-первых, некоторые производители до последнего не хотели верить в то, что закон, принятый 27 июля прошлого года, реально заработает, а, следовательно, они поздно начали приобретать оборудование, справочники и подавать заявки на подключение.

Во-вторых, наша система была успешно обкатана в нормальных, так сказать, штатных условиях. Когда же все производители валом стали звонить, узнавать коды, приобретать справочники с этими кодами, то, естественно, каналы связи стали перегружаться. И дозвониться в том числе и до налоговых органов стало затруднительно. Забегая вперед, скажу, что это временная трудность и ее уже удалось преодолеть. Когда новая система войдет в нормальное русло, то никаких сложностей с кодами и справочниками не будет.

В-третьих, проблема на алкогольном рынке страны возникла еще и потому, что некачественной и "серой" алкогольной продукции в стране было очень много, а с введением новой системы ей вход на рынок оказался прегражден. Полки и опустели. Но это также временная проблема, потому что очень быстро эту нишу займет качественная продукция.

РГ: Но это будет более дорогая продукция?

Бескаравайный: Не факт. На отечественном алкогольном рынке большая доля некачественного спиртного была и среди дорогих коньяков и водок. Когда после некоторых пикировок с крупными оптовиками ФНС совместно с МВД пошла им навстречу, то этот факт и всплыл. Если поначалу оптовики ссылались на непредвиденные транспортные расходы, чтобы возвращать продукцию производителю, - мол, дорого отвозить элитные коньяки за границу, - то потом эти разговоры затихли. А затихли они после того, как налоговые службы согласились выехать на склады и при наличии документов на уже закупленную и промаркированную старыми марками продукцию снабдить ее новыми марками. Оказалось, что у некоторых оптовиков документов на продукцию нет.

По нашим прогнозам, еще несколько дней некоторая напряженность сохранится, особенно в регионах, потому что с рынка ушли тысячи "серых" оптовиков, которые торговали алкоголем без лицензии и непонятно какой продукцией. Но уже к 1 августа ситуация нормализуется везде.

Подготовил Тимофей Борисов

Российская газета 25.07.06