06.10.09

Кодекс без выходных

До начала полноценной работы Таможенного союза осталось совсем немного времени. Особенно если учесть гигантский объем необходимых для этого нормативных документов и процедур.

О том, как проходит подготовка Таможенного кодекса Союза, как осуществляется сотрудничество с "союзниками", "РБГ" спросила у Сергея Коноваленко, начальника Управления таможенного сотрудничества Федеральной таможенной службы (ФТС) России.

- Сергей Александрович, как проходит подготовка проекта Таможенного кодекса Таможенного союза? С какими проблемами сталкиваются наши таможенники на переговорах?

- Процесс разработки и согласования Таможенного кодекса идет очень интенсивно и близится к завершению. Работа над проектом осуществляется в ежедневном режиме без выходных, ведь на разработку такого серьезного документа отведено лишь полгода, а ряд его положений затрагивает в той или иной мере не только таможенные органы. Речь идет о необходимости выработки согласованных подходов практически по всем аспектам таможенного дела. И если на переговорах с нашими коллегами-таможенниками мы все же можем прийти к консенсусу, то с министерствами всех государств - участников Таможенного союза имеется ряд серьезных разногласий.

Что касается проблемных вопросов, то попробую кратко их обозначить. Это:

- вопросы, относящиеся к порядку осуществления всех видов платежей;

- вопросы стоимости и корректировки стоимости перемещаемых товаров;

- вопросы порядка выпуска товаров в обращение после уплаты всех видов платежей с учетом обеспечения интересов государств - участников Таможенного союза;

- вопросы, относящиеся к особым экономическим зонам государств-сторон и обеспечение их взаимных интересов в ходе осуществления таможенного дела на этих территориях;

- проблемы реимпорта товаров и вопросы о необходимости совместного правового регулирования отношений по обеспечению прав на интеллектуальную собственность.

Существует еще одна проблема. Дело в том, что не все вопросы могут быть урегулированы Таможенным кодексом. Есть такое понятие, как бланкетность - введение отсылочных норм. К сожалению, в Таможенном кодексе есть много статей, носящих отсылочный характер. Мы понимаем, что какие- то вопросы будут решены путем подписания отдельных соглашений и нормативных документов, однако проблему это не решает. По урегулированию данных вопросов сейчас идут переговоры.

- Исходя из перечня названных вопросов, самые проблемные вопросы касаются платежей?

- В том числе. Сейчас мы обсуждаем таблицу с предложениями министерств и ведомств по данной проблематике. Ведь данные вопросы касаются не только таможенной службы, но и ряда министерств, причем не только российских, но и других стран - партнеров по Таможенному союзу. Решения даются непросто, на кону деньги, которые пополняют федеральный бюджет, ведь не секрет, что бюджет каждого из государств - участников Таможенного союза более чем на 50% пополняется за счет таможенных платежей. Это очень большие деньги. Вопрос платежей довольно болезненный для каждой страны Таможенного союза, однако есть понимание, что они должны соответствовать реальному вкладу государства.

- Когда будет принят Таможенный кодекс, потребуется ли унификация законодательства?

- Безусловно, это касается смежных с таможенным законодательством отраслей права - уголовного, административного, внешнеторгового. И этот объем работы необходимо завершить до вступления Таможенного кодекса в силу, т.е. до 1 июля 2010 года. Это потребует пересмотра межправительственных и межведомственных соглашений, а ведь по некоторым из них на выработку компромисса потребовался не один год. Предстоит вносить поправки и в федеральные законы, что, конечно же, сложнее, но тем не менее задача такая руководителями трех стран поставлена, и мы должны ее совместными усилиями выполнить. Пласт работы огромный, и каждая страна - участница Таможенного союза должна пройти этот путь.

- Таможенный союз создается в рамках ЕврАзЭС, а в чем разница таможенного сотрудничества со странами ЕврАзЭС и СНГ?

- Мы активно работаем на всем пространстве СНГ, куда входят и страны ЕврАзЭС, и никаких отдельных подходов не практикуем. Отличие состоит лишь в том, что государства - члены ЕврАз-ЭС более активно сотрудничают. Приведу пример: с 1995 года в рамках ЕврАзЭС было подписано более 40 соглашений различного уровня, которые позволили снять массу проблем в отношениях стран-партнеров.

Со странами СНГ иная ситуация. Исходим из того, что мы сотрудничаем с ними настолько плотно и активно, насколько они готовы к такому сотрудничеству.

- Для того чтобы работать на единой таможенной территории, необходима унифицированная программа подготовки кадров. Она предусматривается в разрабатываемых планах формирования Таможенного союза?

- Конечно. Российская таможенная академия со своими филиалами по всей стране является международным учебно-методическим и научно-исследовательским центром по подготовке национальных кадров для таможенных служб стран СНГ. В настоящее время в академии обучаются 264 студента из стран СНГ.

- За наш счет?

- Обучение оплачивает правительство России в соответствии с квотами, которые оно выделяет для поступления абитуриентов из стран СНГ. Обучение в данном вузе престижно, и руководители таможенных служб неоднократно поднимали вопрос об увеличении квот для своих стран при поступлении на очное отделение. С этого года в соответствии с поручением председателя правительства России В.В. Путина квота для стран СНГ значительно увеличена.

Расходы по заочному обучению берет на себя направляющая сторона.

- В странах СНГ у ФТС имеются представительства, а каковы особенности их работы?

- На наши представительства в странах СНГ, а именно в Казахстане, Белоруссии, Киргизии и Украине, возложен довольно широкий круг задач. Основная цель - взаимодействие с таможенной службой страны пребывания, оказание содействия в разработке схем упрощенного перемещения товаров и транспортных средств, разработки "единых правил игры" на таможенном поле.

- Как работа представительств может облегчить жизнь граждан, пересекающих таможенную границу?

- В обязанности наших представительств входит и консультирование граждан по вопросам перемещения ими товаров и личных вещей. Не секрет, что порой даже люди, занимающиеся бизнесом, не всегда в полном объеме знают законодательство страны, куда они хотят ввезти товар. В случае сомнений граждане могут обращаться за консультацией в представительства, всем обратившимся обязательно помогут.

- На что вы бы посоветовали обратить внимание граждан СНГ при пересечении таможенной границы России?

- Граждане, которые намерены посетить нашу страну, могут посмотреть наш сайт и ознакомиться с правилами таможенного оформления перемещения товаров и личных вещей. При этом необходимо понимать, что не все нормы ввоза и вывоза товаров в странах СНГ унифицированы полностью. Ошибка состоит в том, что граждане стран СНГ думают, что раз это страна СНГ, то туда можно везти что угодно и в любом количестве. Каждая из стран СНГ - суверенное государство, и оно вправе само определять перечень товаров, ограниченных к ввозу и вывозу. Такова и мировая практика. Поэтому настоятельно рекомендую, прежде чем отправлять в ту или иную страну, ознакомиться с правилами перемещения товаров и личных вещей.

"Российская Бизнес-газета" №722 (38) от 6 октября 2009 г