11.11.05

Кодекс: практика применения вызывает вопросы

На очередном заседании Консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России обсуждались практика применения Таможенного кодекса РФ и соответствующих подзаконных актов в морских пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также некоторые вопросы таможенного оформления экспортных поставок углеводородов и продуктов их переработки.

По словам председательствующего, заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Юрия Азарова, в настоящее время идет работа по переосмыслению законодательства, причем большая часть замечаний касается практики применения .

Как заявила председатель рабочего комитета по коммерческо-право-вым вопросам Ассоциации морских торговых портов Марина Маленьких, портовики в целом считают, что работать по новому кодексу стало несравненно легче, чем прежде. Однако есть определенные пробелы , что позволяет таможенным органам на местах регулировать нормативно не оговоренные моменты по своему усмотрению.

Портовики насчитали 20 таких пробелов -замечаний к ряду статей кодекса. В основном они касаются создания и функционирования постоянных зон таможенного контроля на территории морских портов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Сюда включаются вопросы помещения товаров на временное хранение в эти зоны, исчисления сроков их (товаров) временного хранения, определения круга лиц, имеющих право на помещение товаров и их вывоза за пределы зоны, и, собственно, сами сроки функционирования постоянных зон таможенного контроля на территории морского порта и ряд других вопросов.

По словам Марины Маленьких, также есть вопросы в части распоряжения товарами и транспортными средствами, являющимися вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях, включая вопросы продвижения залежалых невостребованных грузов, срок хранения которых на складе истек, а также возмещения расходов портов, связанных с их перегрузкой и хранением . Кроме того, портовики считают, что необходимы изменения и в вопросах сроков таможенного оформления товаров, таможенного досмотра, как формы таможенного контроля товаров, находящихся на территории порта.

По мнению начальника Главного управления организации таможенного контроля ФТС России Анатолия Галактионова, Таможенный кодекс достаточно четко определяет порядок совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ морским транспортом, а также специфику перевалки товаров через морские порты. В кодексе также учтены и особенности функционирования морских и речных пунктов пропуска, определена возможность нахождения товаров в зоне таможенного контроля в морском порту без помещения товаров на СВХ.

Что же касается поставленных вопросов, то начальник ГУОТК предложил разбираться по каждому конкретному факту , учитывая хорошие контакты, которые существуют между таможенными органами и портовиками. Он сообщил участникам заседания, что в настоящее время пересматриваются все документы, регулирующие эту сферу и изменения будут готовиться . Пока же вся документация находится в Минэкономразвития.

Портовики также обратили внимание на вопиющую проблему , когда таможенные органы взимают НДС и таможенные платежи с судов, возвращающихся из загранремонтов, при этом общие платежи иногда превышают цену ремонта. В таких условиях, говорят судовладельцы, вряд ли будет пополняться парк морских судов страны, выгоднее найти прописку в других странах.

По их словам, на Дальнем Востоке уже прошло несколько арбитражных судов, которые выиграли судовладельцы. Однако этот вопрос не простой и существуют нормативные акты, на основании которых и действуют таможенные органы. Юрий Азаров пообещал внимательным образом проанализировать судебную практику, а Анатолий Галактионов заметил, что видимо, нужна корректировка практики , имея в виду, что платежи все-таки должны браться именно с добавленной стоимости, и тогда они уж точно не превысят цену ремонта.

В отличие от портовиков нефтеэк-спортеры не выносили на заседание совета новые вопросы. По словам исполнительного директора Союза нефтеэкспортеров (СОНЭК) России Евгения Самойлова, глава 26 нового кодекса и ряд дополнительных статей позволяют нефтеэкспортерам и таможенным органам учитывать особенности таможенного оформления экспортных поставок углеводородов и продуктов их переработки .

Спорных вопросов, по мнению Евгения Самойлова, становится все меньше, а в тех, что ставились на прошлых заседаниях КС, наметились определенные положительные подвижки . Это касается применения статьи 315, касающейся обязательности требования со стороны таможенных органов обеспечения уплаты таможенных платежей, а также вопроса корректировки таможенной и фактурной стоимости.

В свое время СОНЭК внес предложение о дифференцированном подходе к вопросу обеспечения, с которым согласились и ФТС России, и Минфин, и Минэкономразвития. При этом стороны решили, что необходимо только разработать соответствующие критерии, по которым можно определять надежность и добросовестность участника ВЭД, к которому требование по обеспечению можно не применять. Как отметил Евгений Самойлов, уже сейчас руководством ФТС России для некоторых крупных и надежных экспортеров приняло соответствующее решение, но мы хотим, чтобы это решение распространялось на всех добросовестных экспортеров, и они бы не несли экономических потерь при отвлечении финансовых ресурсов на обеспечение .

Что касается второго вопроса, то, считает один из руководителей СОНЭК, в главе 28 упущен вопрос о необходимости корректировки, особенно в тех случаях, когда условиями контракта предусматривается перерасчет цены (квартальный, годовой и прочее). В этом случае, сказал Евгений Самойлов, на основании сведений и данных декларанта таможенному органу следует принять и оформить документы по корректировке таможенной стоимости, а при необходимости выставить требование о дополнительной уплате таможенных платежей . Он полагает, что этот вопрос можно решить разработкой дополнительного нормативного документа или внесением соответствующих дополнений в статью 323 ТК РФ.

В свою очередь начальник Главного управления федеральных таможенных доходов ФТС России Александр Воронин сказал, что Федеральная таможенная служба считает целесообразным вопрос о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей рассматривать в каждом конкретном случае по обращению организаций, осуществляющих соответствующие поставки . Что же касается корректировки таможенной и фактурной стоимости, то Александр Воронин, подробно изложив те положения в кодексе, которыми руководствуются таможенные органы в данном вопросе, предложил Союзу нефтеэкспортеров все же представить конкретные предложения, которые могут послужить основанием для внесения изменений или дополнений в действующий закон.

О преференциях для добросовестных участников ВЭД со стороны таможенных органов в части упрощения условий декларирования говорил генеральный директор ЗАО Кон-цэл Юрий Трофимов. Он считает, что для того чтобы бороться с серыми импортерами, необходимо для добросовестных участников ВЭД определить места декларирования, где будет установлен упрощенный порядок таможенного оформления.

Кроме того, Юрий Трофимов считает, что упрощенные процедуры таможенного оформления должны применяться для производителей, ввозящих импортные комплектующие, что позволит отечественным производителем на равных конкурировать с аналогичными импортными товарами. Все эти меры, уверен он, также будут способствовать и притоку иностранных инвестиций на внутренний рынок. Участники Консультативного совета, согласившись с важностью темы, приняли решение посвятить ей отдельное заседание.

Валентина Дудкова
Журнал Таможня 19 от 18.10.05