02.11.11

Когда таможня даст добро?

В систему работы российской таможни должны быть внесены радикальные изменения. Принятые меры, в том числе Федеральный закон от 27 ноября 2010 года «О таможенном регулировании в РФ», не принесли желаемого результата. Достаточной простоты таможенных процедур мы, к сожалению, не достигли - такое мнение высказал на встрече с молодыми учеными, инноваторами и предпринимателями президент Дмитрий Медведев.

Один из участников встречи, системный архитектор компании Parallels Максим Кузькин, пожаловался главе государства на то, что у приглашённого зарубежного специалиста, вначале долго получавшего визу в Россию, на границе потребовали 20 тысяч евро за право ввезти в страну контейнер личных вещей, обычного бытового барахла. В ответ Дмитрий Медведев признался, что разговоры о таможне нередко пробуждают у него желание запустить микрофон в стену, так как «что ни делаешь – всё выворачивают наизнанку».

Глобальная экономика современного мира предъявляет самые высокие требования к работе таможни. В условиях, когда практически любое по-настоящему крупное производство требует деталей, производящихся в самых разных уголках нашей планеты, бюрократическая волокита на границе крайне отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность нашей страны. В самом деле, стоит ли размещать в России производство планшетных компьютеров, надеясь сэкономить на ввозных пошлинах, если ты знаешь, что производящиеся в другой стране чипы памяти будут месяцами пылиться на таможенных складах?

Опрос Всемирного банка, проводившего исследование по 15 наиболее инвестиционно привлекательным странам, показал, что Россия имеет самую низкую оценку таможенного администрирования. Хотя едва ли кто-то считает, что российские таможенники действуют эффективнее своих немецких и американских коллег, физическому досмотру они подвергают значительно больший процент грузов – около 40 процентов у нас против 3 процентов в Германии и США. А около 10 процентов грузов при ввозе в нашу страну подвергаются и повторному досмотру.

При этом проблемы с излишним регулированием – лишь вершина айсберга. Увы, традиционная коррупция может навсегда отбить желание перевозить грузы через российскую границу. В начале этого года немало шума наделал ролик, снятый для корпоративного праздника таможней Владивостока. Кто-то увидел в этом ироничный креатив, кто-то – бесстыдное бахвальство своими пороками, но едва ли кто-то усомнился в том, что лирический герой – ведущий шикарную жизнь российский таможенник, разъезжающий с полуголыми красотками в дорогой машине, – не имеет никаких прототипов в реальной жизни.

Эффективного на 100 процентов способа борьбы с коррупцией, к сожалению, не существует. Скорее всего, как и всегда, будет применен старый как мир метод «кнута и пряника» - увеличение зарплат и ужесточение наказаний за нарушения. Также неплохую службу могла бы сыграть и пропаганда образа честного таможенника.

Трибуна Общественной палаты