04.04.05

Когда в товарищах согласья нет

Российское правительство никак не решит, что делать с отечественной легкой промышленностью. Тем временем наши производители теряют рынок

"Это первая серьезная удача лоббистов отечественного легпрома за последние десятилетия" - так отреагировали многие специалисты на недавнее решение Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, таможенной и тарифной политике (она состоит из представителей Минэкономразвития, Минпромэнерго и Минфина). Комиссия утвердила перечень из 18 видов нового импортного оборудования для легкой промышленности, таможенные пошлины на которое при ввозе в нашу страну теперь отменены. В ближайшее время этот перечень планируется довести до 50 позиций.

Очевидно, что решение это надо было принимать гораздо раньше, еще до того, как "навалился" Китай, а турки скупили оборудование с наших умирающих фабрик и совершили на нем свой первый прорыв в текстиле и швейке. Но лучше поздно, чем никогда. Однако этим участие государства в проблемах наших производителей текстиля, одежды и обуви может и ограничиться. Как оказалось, у представителей различных министерств и ведомств пока нет единого мнения на счет того, стоит ли спасать отечественный легпром или сдать наших потребителей китайцам и туркам.

О перспективах отечественного легпрома мы беседуем с начальником отдела легкой промышленности департамента промышленности Минпромэнерго Сергеем Шумилиным.

"Так и напишите про него: настоящий борец!" - напутствовала меня перед интервью одна из сотрудниц департамента.

- А вы с кем и за что боретесь?

- Прежде всего мы сегодня боремся с валом контрафактной, нелегальной продукции легкой промышленности, наводнившей наш рынок. Вот смотрите, данные за 2004 год. Всего наше население приобрело товаров легкой промышленности на триллион рублей. Из них четыреста миллиардов - это продукция, произведенная отечественными производителями, и импортная продукция, ввезенная в нашу страну легально, с уплатой всех налогов и пошлин. А оставшиеся шестьсот миллиардов рублей? Никто не знает, что это за продукция, где она произведена, как попала в нашу страну.

- Надо полагать, ее завозят челноки и карго-перевозчики?

- По нашим данным, из этих шестидесяти процентов контрафактной продукции десять-пятнадцать процентов - это внутреннее подпольное производство, а остальное - нелегальный импорт. Сегодня ни один законодательный акт РФ не подтверждает работу челноков и карго-систем. Если вы внимательно посмотрите Таможенный и Налоговый кодексы, вы не увидите там ни одного пункта, разрешающего проводить эти операции на территории РФ. С иностранными государствами у нас разрешена только договорная система торговли, которая предусматривает уплату всех налогов и сборов. А у нас только двадцать процентов импортной продукции оформляется по таким договорам.

- Вы переживаете, что казна недополучает деньги?

- Да, прежде всего государство недополучает доходы в качестве пошлин и налогов. К примеру, продукции из Китая к нам поступает на десять миллиардов долларов, из Турции - на три с половиной миллиарда. С этих тринадцати с половиной миллиардов долларов в бюджет должно поступать двадцать восемь процентов - восемнадцать процентов НДС плюс десять процентов пошлина. Это три миллиарда шестьсот миллионов долларов, их никто не платит. Не менее важно для нас и то, что в условиях контрафактного рынка мы не знаем его структуры, баланса: сколько россияне потребляют обуви, чулок-носков, трикотажа, текстиля.

- А вам это зачем нужно знать?

- Чтобы развиваться. Надо знать цифры: что же мы потребляем, что нужно этому рынку. Вот некотрые чиновники-экономисты говорят нам: рынок сформирован, вы (российские производители продукции легкой промышленности. - "Эксперт") неконкурентоспособны. Я могу конкурировать только с тем товаром, который официально завезен. Вот завезено пятьдесят миллионов пар обуви официально, я могу на таможне взять все документы на нее: сертификат происхождения, сертификат качества, ценовые характеристики, изучить эту обувь по всем параметрам. А если шестьдесят процентов обуви, попадающей к нам, никто не может изучить - с кем конкурировать? Ходить по лавкам и скупать кроссовки-ботинки? Мы допускаем наличие десяти-пятнадцати процентов контрафактной продукции - нет ни одной страны в мире, где продавался бы только легальный товар. Но не шестьдесят же процентов!

- Бороться с нелегальной продукцией - это задача таможни?

- Это дело всего государства. Начиная с таможни, санэпиднадзора, министерств, торговых предприятий и так далее. В эту борьбу должны быть включены все инстанции и ведомства, имеющие отношение к продукту и его реализации.

- В декабре прошлого года премьер-министр утвердил план первоочередных мероприятий по спасению отечественного легпрома. Там четко прописаны шаги, которые нужно совершить, чтобы сформировать прозрачный внутренний рынок. Какие перспективы у этого плана?

- Я считаю, что это распоряжение - некий фундамент, с которого можно начинать. Там четко написано: создание межведомственной комиссии по борьбе с контрабандной и контрафактной продукцией. А это уже позволяет работать и наводить порядок.

- А бизнес эта тема волнует?

- Вот я неоднократно встречался с потенциальными инвесторами, в том числе и иностранными, которые хотели бы инвестировать в наш легпром. Ни у кого нет проблем с деньгами. Когда они начинают изучать нашу инфраструктуру, инженерное обеспечение, кадровую подготовку - вопросов нет, их все устраивает. Мы все-таки раньше сами себя обеспечивали. Кстати, сейчас мы не ставим такой задачи, чтобы сто процентов товаров были отечественного производства. Мы говорим: пятьдесят процентов мы должны производить сами с учетом госзаказа, а остальные пятьдесят процентов - это официальный импорт.

Так вот, инвесторы. Начинаем с ними изучать рынок: вроде бы рынок свободный, сто сорок пять миллионов человек. Но когда они видят, что шестьдесят процентов - это неизвестный товар, с которым непонятно как конкурировать, они отказываются от всех проектов.

К росту готовы

- Вот вы сказали, что доля товаров отечественного производства должна увеличиться до пятидесяти процентов. Сейчас доля отечественных производителей на рынке - не более двадцати процентов. Они готовы увеличить выпуск?

- Обувная промышленность сегодня готова увеличить выпуск в три раза. Текстильщики готовы увеличить объем производства в два раза. Мощности есть. Мы же одних тканей выпускали двенадцать миллиардов метров, а сегодня выпускаем менее трех миллиардов.

- Они, конечно, готовы нарастить объем, но, может быть, не той ткани и обуви, которые нужны рынку? Возможно, скепсис, который есть у Грефа, обоснован?

- Наша продукция ведь продается. Ее нет на складах.

- А если появится другой, более требовательный покупатель, который, например, раньше потреблял контрафактную продукцию, кстати, далеко не всегда некачественную?

- Ну давайте Москву отдадим иностранцам. Вот говорят: российский товар - некачественный. Давайте устроим любую экспертизу и сравним российский продукт с равноценным китайским, только официально завезенным, с уплатой всех налогов, - тогда мы посмотрим. Вот мы недавно делали разбраковку китайской обуви - семьдесят процентов забраковали. А мода, дизайн - это во многом дело вкуса. Вот привык наш потребитель к огурцу на ивановских ситцах - ему это кажется качественным.

- Да, вопрос качества, конечно, острый. Кстати, насчет обувщиков. Многие из них говорят, что они не могут производить качественную обувь из отечественного сырья, поскольку оно плохое.

- Я такого не слышал. Сегодня все наши кожзаводы - Рязанский, Осташковский, Ярославский и другие - перевооружились, начали работать в три смены, у них у всех увеличился объем производства. Мы ввели большую пошлину на вывоз отечественного сырья, и сразу предложение кожи на рынке увеличилось. Сегодня у наших обувщиков нет проблемы с кожсырьем. Конечно, есть чисто технические проблемы, но они не оказывают определяющего влияния на развитие отрасли.

- Что же мешает нашим обувщикам производить нормальную обувь и развиваться?

- Еще раз повторяю: отсутствие рынка сбыта. Рынок завален контрафактной продукцией. Если мы сейчас не наведем порядок, не отвоюем свою долю - нас сметут!

Жаркие споры

- Хорошо. Какие шаги сегодня нужно сделать, чтобы повысить конкурентоспособность наших предприятий?

- Первый шаг в этом направлении - обнуление ввозных пошлин на новое импортное оборудование - был сделан. Дальше список такого оборудования будет увеличиваться.

- Многие участники рынка говорят, что пошлины это ерунда, главная проблема - НДС, которым облагается сырье и оборудование при ввозе.

- НДС - это закон. Я знаю, что многие предприятия требуют снять НДС, но мы нигде не сможем доказать, что это за особая легкая промышленность такая, что в ней надо отменить НДС.

- Насколько мне известно, сейчас идут жаркие споры по поводу пошлин на ввоз готовой продукции, в частности на обувь.

- Да, Минэкономразвития предлагает снять пошлину на все виды ввозимой обуви, рассчитывая на то, что большинство поставщиков выйдут из тени. Мы категорически против этого: импортерам все равно невыгодно обеляться, а наши предприятия окончательно умрут. Мы предлагаем на обувь стоимостью до тридцати пяти евро за пару оставить пошлины. Мы говорим: оставьте обувь в покое, давайте отменим пошлину на готовые джинсы и джинсовую ткань - производить ее мы так и не научились и уже не научимся, а джинсы носят все. Здесь нужно создать благоприятный режим торговли.

- А есть ли вообще какая-либо концепция развития отечественного легпрома?

- Вот у меня проект программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, разрабатываемой сегодня в Минэкономразвития. В этой программе есть нефтянка, космос, оборонка, инновации, транспорт и прочее, туда надо инвестировать бешеные деньги, и там нет ни одной перерабатывающей отрасли, в том числе и легпрома. Космонавты что, голые в космос полетят? В танке восемнадцать изделий из текстиля. Парашюты мы из чего делать планируем? Стыдно сказать: у нас сегодня воротнички для армейской формы закупаются в Турции. Я лично как производственник, практик не понимаю, как можно развивать экономику страны, исключив машиностроительный комплекс, химию, легкую промышленность. Что бы ни говорили про легкую промышленность, но с нее начинался экономический подъем во многих странах: та же Турция, послевоенные Германия и Япония. Это быстроокупаемая отрасль - в год можно делать три-четыре оборота денежных средств. Представляете, какая эффективность? Тем более что мы работаем на конечного потребителя.

- Может, в Минэкономразвития принято решение "сдать" эти отрасли?

- Ну тогда пусть объявят об этом. Так, мол, и так: вас нет в программе государственного развития, с вами разговаривать никто не будет. Будет все ясно: я - предприниматель, купил завод-фабрику, на свой риск и страх буду инвестировать, работать. Но есть закон, который никто не отменял: вся продукция, изготавливаемая для оборонного комплекса, в том числе вещевое имущество, должна быть российского производства.

- Я что-то не поняла: правительство спасает легпром или его сдает? Вы чего ждете?

- Мы ждем, что на правительственном уровне сложится четкое понимание наших перспектив. Это во-первых. Во-вторых, лично я рассчитываю на ВТО. Хочет кто, не хочет - Россия в ВТО вступит. Это заставит нас навести порядок на границе, при таком потоке фальсифицированной продукции нам не дадут спокойно жить.

Но чтобы не было резких скачков и изменений, нужно уже сейчас наводить порядок, до прихода ВТО.

Эксперт 04.04.05