06.12.06

Коллектив Шереметьевской таможни готовится к глобальным переменам в жизни аэрокомплекса

Когда взмываешь отсюда на лайнере, не сразу замечаешь среди разграфленных наделов земли симпатичный, карминного цвета блокгауз. Зато на подлете сходу видишь этот ориентир. То наш форпост. Наша таможня.

"Шарик" - так ласково зовут аэрокомплекс "Шереметьево" все населяющие и обслуживающие его люди. И среди них когорта таможенных служителей не на самом краю, хоть и "хата" их, точнее - штаб-квартира - вроде бы и с краю летного поля.

Начальник таможни пятидесятилетний Александр Кочнов в этой должности совсем недавно. Но в деле своем отнюдь не новичок - двадцать лет на службе, профессионал, каких еще поискать, в его послужном списке руководящие должности в Центральной таможне, в РТА.

Когда-то он жил и трудился в Тушинском районе, самом что ни на есть "летчицком" округе Москвы. По первому образованию - инженер-механик, закончил Московский авиационный институт. Плюс к тому "корочки" юриста - Российская таможенная академия. Так что ему сам Бог велел придти в Шереметьево, тем более, что перед этим был опыт руководства Чкаловской, Удмуртской и Внуковской таможнями. Конечно, нельзя сказать, что он с детства мечтал стать таможенником. Однако теперь нет времени об этом рассуждать. Разочарования в выборе нет. И вообще Кочнов оптимист по натуре.

Шереметьевская, разумеется, особая статья - тут ответственность повышенная. Не зря же по иерархии таможенных органов страны эта таможня - подразделение непосредственного подчинения ФТС России. Причем крупнейшее в стране таможенное учреждение на авиатранспорте. Днем его рождения считается 1 июня 1960 года, когда был выполнен первый международный авиарейс Москва - Шенефельд. За эти годы шереметьевцы стали лидерами: здесь испытываются новейшие технологии - электронное декларирование, предварительное информирование, система анализа и управления рисками, а также максимальное использование принципа выборочное при осуществлении таможенного контроля пассажиров и грузов. И все ради главного - всемерного содействия развитию торговли.

Не зря здесь создан свой музей, на загляденье любовно оформленный. Видели бы вы, как оживляется Александр Юрьевич, когда говорит о "шереметьевских стариках": "Наши ветераны здесь всю свою жизнь, с шестидесятых годов, работают. Они трудились здесь еще до Московской олимпиады. Их мало, но они еще есть. Я пришел сюда уже с двадцатилетним стажем, не могу сказать, что это пустяк, но по сравнению с ними - пацан! Эти люди - явление уникальное, кладезь истории".

Специфика Шереметьевской таможни и в том, что она грузопассажирская - то есть производит таможенное оформление и таможенный контроль товаров физических лиц авиапассажиров, а также юридических лиц - участников ВЭД.

Сегодня здесь работает тысяча двести человек. А о масштабах их деятельности отчетливо свидетельствует годовой статистический "портрет" за 2005-й:

- пассажиропоток - 9,3 миллиона человек,
- оформленных грузовых таможенных деклараций - 115 492,
- общий вес грузов - 87,5 тысячи тонн,
- количество оформленных воздушных судов - 91 990.

Да, суха статистика, а древо жизни пышно зеленеет... И словно в подтверждение перефразированной цитаты классика Александр Юрьевич вспоминает, как начиналось его "мытарство" - еще в системе монопольного тогда Минвнешторга:

- Таможенное оформление тогда проходило через "Союзплодоимпорт", "Разноэкспорт", словом, раз-два и обчелся. Они-то и перевозили товары. Таможенники досматривали вещи пассажиров, проверяли документы на груз... Одна из главных задач в те далекие годы была - узнать людей, которые работают в системе, поднабраться у них знаний, помочь им. И несколько лет мы не вылезали из командировок - мне довелось курировать таможни на Дальнем Востоке. Что сказать о проблемах? Они те же и теперь - зарплата, социальные гарантии...

Сходу, конечно, эти вопросы не решаются, но радует уже то, что начальники не выносят их за скобки, постоянно думают о них. Пока что выход видится в том, чтобы эффективнее работать. В Шереметьево для этого все условия есть: службы расположены компактно, на территории немногим более десяти квадратных километров. Поэтому, с одной стороны, работать легче: можно наладить систему безопасности - видеонаблюдение, мобильно оперировать силами таможни для предотвращения различного рода нарушений, теснее взаимодействовать с другими правоохранительными органами. Не сравнить, конечно, с пограничными таможнями, где зона действия порой растягивается на сотни километров. Однако, с другой стороны, в авиатаможне плотность товаропотока чрезвычайно велика, поэтому возрастает и вероятность ухода от уплаты пошлины.

- В Шереметьево, - рассказывает Кочнов, - число деклараций доходит до семисот в день, естественно, сложен и анализ этого грузопотока - он требует постоянной мобилизации сил. Главное - не пропустить в огромном потоке товары, оформленные с нарушением...

Опыт опытом, а пока на новом месте приходится обживаться, вникать во все местные тонкости - рабочий день пока меньше, чем полсуток, не бывает. Хорошо, что теперь дом почти под боком, не то, что раньше, когда по несколько часов в день приходилось мотаться до Внукова.

- Александр Юрьевич, а у вас есть мечта? - огорошиваю Кочнова вроде бы наивным вопросом.

Он делает многозначительную, почти мхатовскую паузу.

- Мечта? У меня в принципе нет. Может быть, это что-то глобальное, труднодостижимое... Нет. Я вполне доволен жизнью, особенно если удается побродить по лесу, посидеть с удочкой.

Так и тянет согласиться: ну какая же может быть мечта у человека с 24-ты-сячерублевым окладом жалованья (который тем не менее "ворочает" миллионами рублей таможенной выручки)?.. Но на самом деле можно и совсем, совсем иначе объяснить мотивацию людей, сызмальства уяснивших аксиому, что в этой жизни имеются только две неколебимые сущности - звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас.

- Таможня, - продолжает Кочнов, вновь переходя к делам, - не растет сама по себе, она лишь реагирует на внешние изменения.

Он напоминает об особенностях Московского авиаузла. Есть некая историческая обусловленность, которая сложилась в зоне действия каждой авиационной таможни. Сложились оптимальные деловые взаимоотношения, скажем, обмен информацией, это уж как "Отче наш"! А соперничество... Конечно, каждый хочет выглядеть получше, но такого соперничества, как, например, перетягивание грузов от соседей - нет, этого не бывает.

Юркая "газель" везет нас к зданию аэровокзала "Шереметьево-2". С его вершины открывается захватывающий вид на летное поле. Специфика тут такова: две взлетно-посадочных полосы, а вокруг них множество различных терминалов - десятки авиакомпаний обслуживают пассажиров со всех концов земли. Поэтому забот у таможенных инспекторов - выше крыши. Им часто приходится трудиться в значительном удалении друг от друга: два крыла зоны вылета, два - прилета, залы ВИП, официальных делегаций, малая авиация, плюс к тому комплекс старого, первого еще Шереметьева... Потому-то хватает забот начальнику таможенного поста "Аэропорт Шереметьево пассажирский" Андрею Бушину, немало приходится решать вопросов управленческой деятельности, контроля за личным составом. Большая ответственность ложится на руководителей среднего звена. Один из них - заместитель начальника организационно-аналитического отдела Олег Сухарев - подробно знакомит нас с последними достижениями таможенников. Диаграммы, статистические выкладки. Эту схематическую картину дополняют "живинки" - рассказики о случаях из конкретной повседневной практики таможенников.

Ясное дело, что во главе угла деятельности всех служб аэропорта - забота о комфорте пассажиров. И лучше всего, когда работа таможенников незаметна. Но их деликатность не означает "бездеятельность". А ведь находятся любители воспользоваться кажущейся их безмятежностью. Один такой недавно пытался из Дубай ввезти беспошлинно мобильники. Хитрец пошил специальную жилетку, надел ее под сорочку, а в потайных кармашках пытался сокрыть аж сорок один телефон на 439 тысяч рублей... Турист из Милана под предлогом провоза авторучек пытался ввезти ювелирные изделия. 226 ручек "потянули" на 8 156 840 рублей - почти триста тысяч "зелеными"...А одна парижская дамочка намеревалась нажиться на провозе живописных полотен, которые задекларировала как совсем никчемные поделки. Детективная подоплека этой истории сокрыта была на... дне мусорной корзины. Гражданочка избавилась было от обрывков накладной квитанции, а в счете-то значились 51 055 евро.

"Охота" на контрабандистов хоть и важное, но не единственное дело таможенников. Тем более, что вы тут не заметите никакой атмосферы подозрительности, нельзя сказать, что каждый пассажир находится под колпаком. Интуиция - главное оружие таможенников. И не ждите, что сумеете выведать их секреты - они из тех мудрецов, которые четко усвоили краеугольную истину профессии: не все говори, что знаешь, но знай, что говоришь. В этом можно было убедиться и при общении с Денисом Муравинским - первым замом начальника таможни по правоохранительной работе. Сидит этакий Шерлок Холмс, даже компьютера у него нет, только авторучка и - голова. Денис Александрович, можно сказать, возвратился на круги своя, когда-то начинал карьеру в Шереметьевской, потом трудился на других таможенных должностях, в центральном аппарате, например, и вот - вернулся. Таможенники вообще-то люди достаточно миролюбивые, вот только дразнить их не рекомендуется. Только за девять месяцев нынешнего года уже обнаружено 237 нарушений в сфере таможенного законодательства, заведено двести уголовных дел - кстати, втрое больше, нежели за тот же отрезок года предыдущего. И напоминается о том вовсе не для устрашения, намного безболезненнее и гуманнее - просто предупредить.

Будни Шереметьевских таможенников, конечно, не всегда заполнены разоблачением любителей легкой наживы. Есть тут и другие радости, свои увлечения, а еще имеется все-таки и мечта, связанная с превращением здешнего хозяйства в крупнейший аэропорт Европы.

Уже сейчас вовсю идет развитие аэропорта - строится новый комплекс "Шереметьево-3". Из окна кабинета начальника таможенного поста Андрея Бушина уже вырисовывается картина будущего - скоро здесь появится увенчанное куполом четырехэтажное здание нового терминала с разделенными зонами вылета и прилета. По четыре тысячи пассажиров в час без всякой суеты и нервотрепки будут следовать через это чудо XXI века, оборудованное двадцатью двумя телетрапами...

- Необходимость сооружения нового терминала вызвана тем, что к 2010 году будет исчерпана пропускная способность действующих мощностей, - рассказывает Бушин. - Кстати, здесь будет свой терминал и для внутренних авиалиний. Сейчас модно развивать хабы - транспортные комплексы, сочетающие непрерывный поток пассажиров, прибывающих извне, с внутренними авиалиниями. Естественно, предусмотрено все и для оптимальной работы таможенников.

Стоимость проекта составляет триста миллионов долларов. Общая площадь терминала почти 170 тысяч квадратных метров, годовая пропускная способность - 9 миллионов пассажиров с возможностью увеличения еще на 20 процентов. Авторитет Шереметьевской таможни незыблем, и он постоянно растет. Дела и люди ее устремлены в будущее, контуры которого отчетливо видны во всем. Неслучайно недавно именно тут состоялась встреча руководящего состава таможни с брокерами, работающими в зоне ее деятельности. Александр Кочнов подтвердил готовность к дальнейшему сотрудничеству с участниками внешнеэкономической деятельности, добросовестно выполняющими требования таможенного, налогового и валютного законодательства. Он отметил необходимость развития инфраструктуры складов временного хранения и привлечения новых участников ВЭД, таможенных брокеров и владельцев СВХ. Тогда же было высказано предложение о создании Консультационного совета с участием таможенных брокеров, на котором рассматривались бы вопросы по улучшению технологических схем таможенного оформления и контроля. Обсуждены и вопросы, связанные с введением в действие с 1 января 2007 года новой формы грузовой и транзитной таможенных деклараций.

Нет, это вовсе не приземленные люди - таможенники аэропорта. Они окрылены самою своей причастностью к делам "небесным". Скрещенные ка-дуцей и факел - единый символ таможенной службы - на вымпелах Шереметьевской таможни дополнены еще одной эмблемой: идущий на взлет лайнер на фоне разграфленного, словно арбуз, глобуса.

...Провертев шестиметровую дыру в воздушном океане, очередной крылатый гигант осел на гуттаперчевые лапы на шереметьевский бетон. Приехали! И первые шаги свои устремляют вышедшие пилигримы в "зеленый коридор" внимательных инспекторов таможни.

Журнал "Таможня"