21.12.05

Комбайны не остановить

Правительство России повысило ввозные пошлины на новые зерноуборочные и силосоуборочные самоходные комбайны - теперь помимо 5-процентной ставки импортерам придется платить 100 евро за 1 кВт двигателя. Таким образом власти надеются снизить долю импорта, который только за первое полугодие 2005 года вырос вдвое - до $103 млн.

Вчера правительство РФ подписало постановление 177 о временном повышении таможенных пошлин на ввоз новых импортных зерноуборочных и силосных комбайнов - с 5% до 5% плюс 100 евро за 1 кВт двигателя. Таможенные пошлины на подержанную технику остались прежними - 70 евро за 1 кВт двигателя.

Таким образом, исходя из средней стоимости импортного комбайна в 250 тыс. и средней мощности в 125 кВт, выплата вырастет с 12,5 тыс. евро до 25-27 тыс. евро.

Как пояснили в пресс-службе Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для агропромышленного комплекса (Союзагромаш), это позволит решить проблему ввоза новых комбайнов с занижением таможенной стоимости. По данным Союзагромаша, в январе-июне текущего года Россия импортировала (без учета белорусской техники) 805 зерноуборочных комбайнов на $103 млн, что на 95,4% превышает аналогичный показатель 2004 года в объемном и на 79,8% - в стоимостном выражении.

При этом, по данным Союзагромаша, 53% всех новых зерноуборочных комбайнов, импортированных в Россию, были ввезены как бывшие в употреблении.

Российские производители рады решению властей. "Мы наконец-то получим равные конкурентные условия на нашем российском рынке, ни для кого не секрет, что зачастую зарубежные производители техники стоимостью в 200- 250 тыс. евро декларируют ее по цене 50-100 тыс. евро",- говорит Юлия Усольцева, руководитель пресс-службы "Ростсельмаша". Она рассчитывает, что новая система импорта комбайнов в Россию не позволит импортерам ввозить по заниженным ставкам.

С ней соглашается попросивший об анонимности менеджер "Агромашхолдинга", который также отмечает, что введение пошлин - только начало борьбы за рынок. "Попрежнему остаются "дырки" в законе, позволяющие существенно занижать стоимость сельскохозяйственной техники, ставя ее, к примеру, на баланс российских представительствзарубежных компаний, после чего она переходит в категорию б/у, на которую ставка меньше",- рассказывает собеседник "Бизнеса".

Однако эксперты сомневаются, что протекционистские меры помогут российским производителям увеличить продажи. "Аналогичные меры в свое время принимались для защиты автопрома, однако отсутствие конкуренции его не спасло, так как в первую очередь требовались серьезные инвестиции в модернизацию производства",- говорит аналитик "Центринвестгруп" Геннадий Суханов. По его оценке, технологически российское производство комбайнов отстает от западного на 7-10 лет.

Бизнес-директор консалтинговой компании "Развитие бизнес-систем" Александр Либеров не исключает, что лоббирование Союзагромаша не принесет вообще никаких результатов. "Импортеры также попросят власти учесть их интересы, в итоге от новой таможенной политики выиграют только чиновники, которые получат взятки от обеих сторон",- иронизирует Либеров.

Повышение никак не скажется на основных потребителях зарубежной техники - крупных производителях зерна, считает Либеров: "Они заключают многолетние контракты на поставку техники, несколько дополнительных тысяч погоды не сделают".

Бизнес 21.12.05