18.12.15

Кому выгодна унификация таможенных процедур в ЕАЭС

Таможенное регулирование – направление, в рамках которого интеграция стала весьма очевидной. Свою торговлю с внешнеэкономическими партнерами часть стран ЕАЭС уже несколько лет ведет через общую границу. Планировалось, что в 2016 году вступит в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС. Это важный этап интеграции, но в то же время проблематичный с точки зрения длительности согласовательных процедур. По ряду позиций кодекса идет спор, а на дворе уже декабрь.

«Таможенный кодекс ЕАЭС: сопряжение национального с межгосударственным» – такая повестка дня была предложена участникам заседания экспертного клуба «Мир Евразии», состоявшегося в Алматы.

Сегодня на пространстве ЕАЭС действует кодекс Таможенного союза, в рамках которого таможенные тарифы были унифицированы еще в 2010 году. Теперь же речь идет о внедрении единых процедур на пространстве ЕАЭС в формате 3+2.

Так, все таможенные операции будут осуществляться по принципу единого окна, вводится электронное декларирование товаров, сокращаются сроки предоставления услуг. Кроме того, некоторые простые операции участники внешнеэкономической деятельности смогут проводить самостоятельно благодаря автоматизированным информационным системам, например подать декларацию можно будет без помощи таможенного инспектора.

Данный документ привносит с собой принципы большей открытости для бизнеса и новое понимание. Известно, что те бизнесмены, которые работают не только на национальном рынке, но и за его пределами, часто испытывают большие сложности с таможенным законодательством других государств из-за серьезных различий с законодательством собственной страны. И риски очень большие, например, от того, что фуру задержат на границе, продукты испортятся и так далее. Все это, конечно, нужно упорядочивать.

При этом не всегда понятно, насколько предыдущий кодекс окажется сопряженным с кодексом ЕАЭС. Имеется ли хороший системный анализ тех ошибок, противоречий и сложностей, которые были в предыдущем Таможенном кодексе, да и были ли такие недостатки? Ведь новый Таможенный кодекс (ТК) может сильно повлиять на жизнь простых граждан. Сегодня часто говорят о том, как деятельность ЕАЭС повлияет на жизнь простого человека. Но в связи с ведением кодекса пока говорится только о плюсах для бизнеса.

Новшества, которые содержит проект нового ТК, призваны сберечь деньги, время и нервы предпринимателя, подчеркнул главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан» Сергей Домнин.

«В новом Таможенном кодексе есть норма о выпуске товаров в течение четырех часов после регистрации таможенной декларации. Кроме того, предусматривается система управления рисками, и если, допустим, декларация была принята, но в определенный момент на нарушение не обратили внимания, то таможня обязана товар пропустить», – пояснил С. Домнин. Он также добавил, что предусмотренные кодексом механизмы существенно снижают коррупционные риски.

А по мнению главного редактора информационно-аналитического центра Caspian Bridge, политолога Замира Каражанова, унификация таможенных процедур – это удар по теневой экономике и контрабанде.

«Одно дело то, что оформлено на бумаге на каком-нибудь далеком погранпереходе. Другое дело, когда информация о поступлении товара попадает в единую базу и видна на всем пространстве ЕАЭС: мол, да, был тот или иной товар завезен», – рассудил З. Каражанов.

Что касается контрабанды, то, как отметил С. Домнин, казахстанская сторона опасается «серого» китайского импорта через территорию Кыргызстана, который затем поступает во все государства ЕАЭС. Россия же, говорит З. Каражанов, «никогда открыто не критиковала Казахстан за случаи контрабанды через границу, чаще под раздачу попадала Беларусь». Однако, полагает он, именно Россия более других заинтересована в том, чтобы с помощью ТК ЕАЭС обеспечить экономическую безопасность и взять под контроль внешние границы интеграционного объединения.

«Например, в Казахстане, судя по итогам проверки, которую провела Национальная палата предпринимателей РК за последние три месяца, из 95 предприятий более 50 не подтвердили сертификат отечественного производителя. То есть товар этих компаний завозился из-за границы и выдавался за казахстанский. Этот негатив признается властями Казахстана – по некоторым фактам материалы уже переданы в правоохранительные органы, – говорит политолог. – Естественно, при обеспечении экономической безопасности Россия в первую очередь думает о своих интересах по той причине, что в ее экономике больше производителей, чем в экономиках других стран ЕАЭС. Поэтому российская сторона проявляла больше озабоченности и интереса к разработке нового Таможенного кодекса. У Казахстана также интерес есть, потому что потемкинские деревни, которые создавали вокруг псевдопроизводителей, на самом деле никому не нужны. Это наносит урон реальным производителям, которые преодолевают баррикады трудностей, пытаются сделать что-то в своей стране».

З. Каражанов также убежден, что ТК ЕАЭС будет способствовать оживлению торговли между странами-союзницами. Для Казахстана это более чем актуально.

«По официальной статистике, экспорт страны за 8 месяцев текущего года уменьшился на 42 процента по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года, – рассказал политолог Антон Морозов. – В какой-то степени это обусловлено обязательствами и договоренностями, которые мы на себя взяли в ЕАЭС. То есть наше участие в экономическом союзе накладывает свои ограничения на ход внешнеторговых операций».

Справедливости ради надо уточнить, что падение экспорта связано в основном с ситуацией на мировых рынках углеводородов и металлов. Однако, как заметил А. Морозов, казахстанские производители испытывают трудности с реализацией своей продукции на пространстве ЕАЭС. Есть надежда, что унификация таможенных процедур облегчит жизнь отечественным экспортерам. Большая прозрачность, строго регламентированные сроки проведения всех операций и система управления рисками должны если не ликвидировать полностью такое явление, как торговые и таможенные войны, то, по крайней мере, минимизировать «приграничные столкновения».

«Таможенный кодекс, его обсуждение, разработка, впрочем, как и вся работа ЕАЭС, затрагивает интересы трех полюсов: государства, бизнеса и потребителей. По всем дискуссиям, связанным с принятием кодекса, мы видим позиции только двух полюсов – бизнеса и государства. Понятно, что государство заинтересовано в увеличении таможенных сборов, у бизнеса важный интерес в уровне товарооборота и прибыли. Но где интересы потребителей?» – задался вполне справедливым вопросом политолог Олег Сидоров.

Действительно, новшества ТК ЕАЭС выгодны обеим сторонам: предприниматели снизят риски и издержки, сократят сроки таможенных процедур, а государство может рассчитывать на пополнение бюджета за счет снижения уровня теневой экономики и объема контрабанды.

«Как известно, рабочая группа при совете Евразийской экономической комиссии подготовила несколько вариантов изменения регулирования трансграничной интернет-торговли. Например, порог стоимости посылок для беспошлинного ввоза в страны ЕАЭС из зарубежных интернет-магазинов планировалось понизить до 150 евро с нынешней тысячи евро. Однако получается, что онлайн-покупки внутри ЕАЭС не должны регулироваться Таможенным кодексом, но налоговыми кодексами могут. Естественно, используются любые возможности, чтобы увеличить поступления. И вот если в Беларуси этот безналоговый порог онлайн-покупок составляет 150 евро, то в Казахстане – тысяча евро», – рассказал Владислав Юрицын, политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net.

«При этом изначальная идея была в том, чтобы в Евразийском экономическом союзе людям стало легче и богаче, – развил свою мысль В. Юрицын. – А по факту получается, что иногда несутся дополнительные издержки. Мощной лоббистской группировки, которая способна защитить потребителя на просторах ЕАЭС, я не вижу. Мне кажется, что данная проблема со временем будет усиливаться. То есть при увеличении налоговой нагрузки по факту больше выигрывают госструктуры, чем предприниматели и простые граждане, неравнодушные к шопингу».

В свою очередь, главный научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований Андрей Хан отметил, что переговоры и обсуждения по поводу ТК ведутся под маркой защиты бизнеса, а общество в них не участвует.

«СМИ должны этим заниматься, поскольку выражают интересы гражданского общества, – считает эксперт. – Принято считать, что если будет хорошо бизнесу, то будет хорошо и населению. Эта великая формула глубоко сидит в головах наших чиновников. Ее пытаются внедрить в умы населения: бизнес вам даст рабочие места, отечественный продукт, дешевые цены. Но эта точка зрения не всегда справедливо отражает интересы потребителя, который готов покупать импортные товары, только если они качественней, престижней и дешевле».

Ритм Евразии