19.09.05

Конструктивный диалог с бизнесом одна из приоритетных задач ФТС РФ

Таможенники ищут новые направления работы с участниками ВЭД, которые помогли бы установить большее понимание между сторонами. Анкетирование в этом смысле очень удобный инструмент для анализа работы и планирования на будущее. Об этом направлении, а также других новых и давно себя зарекомендовавших формах взаимодействия с деловым сообществом рассказывает заместитель начальника Управления таможенного сотрудничества ФТС России Юрий Киселев.

Что вы ждете от анкетирования? Это разовая акция или планируется и дальше использовать этот инструмент и проводить анкетирование на регулярной основе? Какого рода вопросы включены в анкету?

Анкетирование это в самом деле новое направление нашей работы с деловыми кругами. Мы хотели бы получить как можно больше информации о том, как бизнес воспринимает действия таможни, как реагирует на те или иные документы, какие вопросы возникают в связи со вступлением их в силу. К примеру, в последнее время было много вопросов по нетарифным мерам регулирования и сертификации. И хотя эти вопросы не в компетенции таможенных органов, нам их постоянно задают. Это тоже повод для анализа. Как известно, под руководством заместителя руководителя ФТС России Леонида Лозбенко была разработана концепция развития Федеральной таможенной службы, которая в ближайшее время будет внесена на рассмотрение и утверждение в правительство. Для того, чтобы убедиться, что мы движемся правильным путем, и решено было провести анкетирование.

Важно отследить динамику изменения отношения участников ВЭД к работе таможни после введения нового Таможенного кодекса. Как было "до" и как стало "после", увеличилось ли число претензий к нашим сотрудникам, изменился ли характер этих претензий и обращений вот основной круг вопросов, по которым мы запрашивали мнения деловых кругов.

Речь идет о столичном бизнесе?

В региональных управлениях уже получили нашу первую анкету, опрос по которой проводился, фактически только в Москве среди крупных участников ВЭД и ассоциаций бизнеса. Безусловно, нам важно провести такое же анкетирование в регионах, чтобы понять, как отличается ситуация в центре и на местах, в чем разница в восприятии нашей службы, скажем, на Дальнем Востоке, в Калининграде и Москве.

Вопросы для анкет вы разрабатывали сами?

Первое анкетирование мы провели собственными силами в марте текущего года и совсем недавно, в начале августа, разослали вторую анкету. Анкетирование предусмотрено также и по двум контрактам в рамках кредита Всемирного банка: один опрос проводит Высшая школа экономики, а второй Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Анкета Высшей школы экономики уже разработана и согласована, осталось только разместить ее на сайте ФТС России либо на сайте ВШЭ.

Страничка Управления таможенного сотрудничества (УТС) появилась и на веб-сервере ФТС России. Расскажите о ней. Как идет работа по созданию англоязычного раздела сайта? Что вы ждете от этих проектов? В целом за веб-сервер Федеральной таможенной службы отвечает пресс-служба, но у нас там есть страница "Взаимодействие с участниками ВЭД", за которую отвечает отдел взаимодействия с деловыми кругами, входящий в УТС. На этой странице информация об отделе, о Консультативном совете, есть контактный адрес электронной почты. Сюда можно обратиться с вопросом, и мы на него обязательно дадим ответ. Например, в настоящее время на сайте размещены ответы на ряд вопросов по применению приказа 727 (о контроле таможенной стоимости).

Что касается создания англоязычной версии веб-сервера, то решение об этом уже принято руководством службы. Это будет отдельный сайт, за работу которого полностью будет отвечать УТС. Сервер будет ориентирован на внешний мир и, как мы полагаем, поможет потенциальным западным инвесторам больше узнать об особенностях таможенного дела в России, о таможенном законодательстве.

Думаю, что и для иностранных граждан этот сервер будет небезынтересен. К примеру, мы планируем разместить на нем правила ввоза-вывоза товаров физическими лицами. Будет там и контактный адрес электронной почты, чтобы люди могли задавать вопросы. Этот проект представляет интерес и для Федеральной таможенной службы, поскольку позволит понять, как люди за рубежом воспринимают нашу службу и насколько им вообще интересна Россия, ведь таможня это первое, с чем они встречаются на границе.

Первую версию сервера, может быть, вначале несколько "сыроватую", мы планируем запустить в октябре текущего года. Затем проект, естественно, будет дорабатываться.

Может быть, есть еще какие-то новые проекты, о которых стоит рассказать? К примеру, о Деловом клубе. Зачем он нужен, если есть Консультативный совет?

Деловой клуб еще не создан, хотя идея его образования обсуждается с начала этого года. В самом деле, у нас есть Консультативный совет. Однако, к сожалению или к счастью, количество желающих стать его членами на сегодня гораздо больше, чем мы можем принять. В то же время мы хотим охватить весь спектр добропорядочного бизнеса, на который можно опереться. Для этого, собственно, и нужен Деловой клуб. А та работа, которую мы сейчас ведем в рамках проведения различных встреч, семинаров, конференций, которые организуют сторонние компании, вполне можно было бы организовать в формате клубных встреч. Еще одно новое направление деятельности это проведение международных встреч в формате "таможня - бизнес". Если брать те, которые организовало непосредственно УТС, то это прежде всего российско-иранская встреча в апреле 2005 года по вопросу функционирования Астраханского торгового порта, находящегося в транспортном коридоре "Север - Юг". У иранских бизнесменов были сложности с оформлением товаров в порту. Проблема обсуждалась с участием всех заинтересованных сторон, встречу вел губернатор Астраханской области, который взял ситуацию под личный контроль. Как уже показало время, встреча была плодотворной ситуация в порту улучшилась.

Надо сказать, что поиск новых направлений в работе УТС не означает, что прежние формы взаимодействия с бизнес-сообществом исчерпали себя. Мы в полной мере используем все инструменты, которые доказали свою эффективность.

Вероятно, в первую очередь вы имеете в виду Консультативный совет? Не понизился ли его статус теперь, когда таможенная служба лишилась части важных функций, в том числе законодательной?

Консультативный совет при таможенной службе России это один из старейших органов взаимодействия власти с бизнесом в России. В 2006 году, кстати, ему исполняется 10 лет. Что же касается функций совета, то они и в самом деле изменились в результате административной реформы. Это отразилось и в названии. Если раньше это был Консультативный совет по таможенной политике, то теперь по реализации таможенной политики, поскольку теперь ФТС занимается прежде всего вопросами правоприменения и контроля.

Конечно, в рамках совета, мы уже не разрабатываем такие документы, как раньше, возможности принятия многих серьезных решений стали, конечно, меньше. Однако мы можем формировать позицию внутри совета и вносить согласованные предложения в Минэкономразвития. Судя по всему, интерес к совету со стороны бизнеса не утрачен: эту площадку для дискуссий деловые круги по-прежнему считают важной. Работа в рамках Консультативного совета не менее важна и для таможенной службы: мы знаем, что хотят от нас те, с кем мы работаем. У "горячей" линии не такой впечатляющий срок работы по сравнению с Консультативным советом. Тем не менее это также одна из форм работы с бизнесом. Однако в последнее время о ней мало слышно может быть, иссякли вопросы? Самое большое количество вопросов по "горячей линии" было после введения в действие нового Таможенного кодекса. Мы оказывали содействие в получении ответов на обращения. Но в основном это, конечно, работа Правового управления, в компетенцию которого, собственно, и входит консультирование по вопросам таможенного законодательства.

В настоящее время "горячая линия" (или "контактная", как мы ее предпочитаем называть) продолжает работу. С начала года мы ответили более чем на 30 обращений самого разного характера. Понимаю, что цифра не поражает, но надо иметь в виду, что на сайте есть контактный адрес для электронной связи, и мы отвечаем также на все вопросы, которые на него поступают. Руководство ФТС поддержало наше предложение разработать ведомственную аналитическую программу "Информационное обеспечение обслуживания пассажиро- и то-варопотока". Речь идет не об электронном декларировании, а именно об обращениях по любым вопросам любых заинтересованных лиц, как юридических, так и физических, резидентов и нерезидентов, по принципу "одного окна". Этим самым "окном" будет отдел по взаимодействию с деловыми кругами, который предполагается в перспективе трансформировать в Центр информационного обеспечения.

Напомню, что УТС подразделение обеспечивающее, оно не обладает компетенцией по принятию решений или ответов на запросы. Мы можем только организовать процесс, наладить координацию внутри службы и сориентировать участни- ков ВЭД, в каком формате и как им удобнее с нами общаться для получения информации.

В рамках новой программы мы планируем создать реально работающую и полноценную "горячую линию", на которую можно будет обратиться не только через сайт, но и по телефону. Надеюсь, это будет хорошо развитый центр с единым телефонным номером, электронной почтой и факсом, чтобы у обратившегося был выбор, какой связью воспользоваться для получения понятного и быстрого ответа. Программа предположительно рассчитана на 2006-2008 годы.

А что вы можете сказать о работе с бизнесом в регионах? Что изменилось после проведения административной реформы?

В регионах тоже действуют консультативные советы, и они ненамного младше, чем, скажем, при центральном аппарате. А первый такой совет вообще появился в Северо-Западном таможенном управлении. Так что эта работа для регионов не новая и в целом налаженная. В свое время ГТК России оказывал большую методологическую помощь, вплоть до того, что в региональные управления направлялись материалы с рекомендациями по персональному составу советов.
Уже в рамках ФТС мы провели первый семинар. Необходимость его проведения была продиктована изменениями, которые произошли в результате административной реформы. Изначально работа по взаимодействию с бизнесом и деятельность консультативных советов были в ведении организационно-инспекторских служб региональных таможенных управлений (РТУ). Сейчас эти функции переданы в подразделения таможенного сотрудничества. Поэтому людям приходится осваивать абсолютно новую для них работу, и семинар, надеемся, сориентировал их.

Конечно, статус организационно-инспекторской службы в регионах гораздо выше, чем отделений таможенного сотрудничества. К тому же, в ряде регионов достаточно сложная ситуация с кадрами. Например, на Дальнем Востоке международным сотрудничеством занимается всего один человек. Что можно требовать от него в таких условиях? В этой непростой ситуации очень многое зависит от руководства региональных управлений. Если первые лица РТУ понимают значение нашей работы, то всегда можно найти силы и средства, чтобы не только сохранить то, что было, но и развивать новые формы деятельности.

Журнал "Таможня" 19.09.05