12.12.08

Контейнерное замещение

Финансовый кризис скажется на приостановке ряда инвестиционных проектов во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП). По предварительным прогнозам, только перевалка генеральных грузов через причалы ОАО «ВМТП» в следующем году может упасть на 30–40%. Впрочем, заявляют в транспортной группе FESCO, являющейся совладельцем порта, стивидорная компания продолжит развивать контейнерное направление — падения объемов переработки контейнеров пока не предвидится. Как сообщил в среду на ежегодной встрече с партнерами ВМТП вице-президент транспортной группы FESCO по портовому дивизиону Андрей Токарев, несмотря на достаточно удачный в целом для порта 2008 год (годовой план по выручке и грузообороту ВМТП выполнил уже осенью), следующий год обещает быть сложным. «Уже сегодня на сети железных дорог из-за отсутствия грузов простаивает 40% вагонного парка, как собственности РЖД, так и независимых операторов. Например, фактически полностью прекратилась отгрузка железорудного сырья, в два раза упали перевозки цемента. В 2009 году мы можем ожидать падения объемов переработки генеральных грузов на 30–40%. Это металлы, металлолом, целлюлоза, пиломатериалы, импортные автомобили и спецтехника, с которыми традиционно работает порт»,— сказал он. Конкретные суммы возможных упущенных доходов в порту вчера назвать не смогли. Однако учитывая, что грузы, по которым будет сокращена отгрузка, составляют 50% от общего грузооборота ВМТП, а валовая прибыль компании за девять месяцев 2008 года составила 1529 млн руб., порт может недополучить в следующем году 305 млн руб.

--------------------------------------------------------------------------------
Ъ Уставный капитал ОАО «Владивостокский морской торговый порт», по данным «СПАРК-Интерфакс», на 95,2% принадлежит московскому ООО «М-Порт» (в свою очередь, его уставным капиталом в равных долях владеют ОАО «Дальневосточное морское пароходство» и владивостокское ЗАО «Порт-Актив»), остальные пакеты разделены между физлицами. Грузооборот ВМТП по итогам десяти месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 36% и составил 5,1 млн т. Годовой план грузопереработки выполнен на 102%. В структуре грузооборота порта металлы и метизы составили 1548,5 тыс. т (31%), контейнеры — 1611,1 тыс. т (32%), генеральные грузы занимали 998,5 тыс. т (19%), в том числе автомобили и техника — 9%; навалочные грузы (металлолом, сахар-сырец, клинкер, зерно) — 617,6 тыс. т (12%). На нефтеналивные грузы приходилось 288,9 тыс. т (5% от общего грузооборота), лесные — 20,5 тыс. т (1%). Чистая прибыль ВМТП за три квартала 2008 года, по данным «СПАРК-Интерфакс», составила чуть более 479 млн руб.
--------------------------------------------------------------------------------

В условиях экономического спада, продолжил вице-президент FESCO, будут приостановлены некоторые проекты. Так, на неопределенное время откладывается вопрос о строительстве на территории порта холодильника для «Дальрефтранса», реконструкции нефтебазы. Это касается и пересмотра намерений по обновлению флота и подвижного состава. Суммы экономии в компании также не назвали. Согласно годовому отчету ВМПТ за 2007 год, всего на инвестиционную деятельность в 2008 году было запланировано 729,234 млн руб., в том числе на строительство и реконструкцию — 416 млн руб.

По словам коммерческого директора ОАО «ВМТП» Дмитрия Домрачева, в настоящее время портом разработан антикризисный план. Одна из мер, направленных на приостановку падения грузооборота, — оставить без изменения тарифы на перевалку контейнеров, средств транспорта и спецтехники на первый квартал 2009 года. Как отметил господин Домрачев, несмотря на постановление премьера РФ о повышении импортных пошлин на подержанные автомобили, близость Владивостока к азиатским странам — экспортерам автотехники дает надежду, что через ВМТП будут переваливаться «свежие» иномарки. В этой связи порт намерен отправлять машины блок-поездами в западные регионы страны. «Модернизация автомобильного терминала, которая завершится в 2009 году, позволяет ВМТП работать по этой новой для нас технологии»,— сказал Дмитрий Домрачев.

Однако большие ожидания у ВМТП и FESCO связаны с контейнерными перевозками. В среду на территории порта была введена в эксплуатацию первая очередь нового специализированного терминала, способного переработать 100 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте). Инвестиции в его реконструкцию составили 400 млн руб., в следующем году реализация этого проекта продолжится.

«По контейнерным грузам мы не ожидаем большого роста (в докризисный период текущего года он составлял 30–35%.— „Ъ“), впрочем, как и падения»,— сказал Андрей Токарев. Менеджер сообщил, что в 2009 году начнется строительство и контейнерного терминала «Русской тройки». Правда, первое время он будет переваливать строительные грузы для острова Русский, где начнут возводить объекты инфраструктуры к саммиту АТЭС-2012, что также станет подспорьем для порта.

Директор по наземным операциям ЗАО «Маэрск» (российское подразделение Maersk Group) Екатерина Бурцева также не прогнозирует «колоссального падения контейнерных перевозок». «Если рост ВВП в России снизится до 3%, то рост контейнерных перевозок будет на уровне 9%»,— подсчитала она.

В то же время, говорит госпожа Бурцева, дальневосточным контейнерным терминалам необходимо развивать новые технологии. «Мы присутствуем во всех крупных портах Дальнего Востока, и есть к ним вопросы. Это, например, относится к возможности отправки контейнеров в ночное время или вменяемой системы обмена информацией. Maersk автоматизировал все свои процессы. Прошел контейнер через границу, нужно, чтобы он попадал в систему Maersk. Мы хотим иметь такой же уровень сервиса, как и во всем мире»,— заключила Екатерина Бурцева.