20.07.16

Контейнеры идут в рост

Падение контейнерных перевозок фиксировалось лишь в прошлом году. По мнению специалистов Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), рынок будет расти, учитывая очень слабый уровень контейнеризации в стране.

Рынок контейнерных перевозок, несмотря на общемировой спад в экономике, снова демонстрирует положительные показатели. Как отмечает в исследовании «Контейнерный рынок: шаг назад, два вперёд» ведущий эксперт-аналитик ИПЕМа Сергей Оленин, за первое полугодие перевозки выросли на 5,6% по сравнению с первой половиной прошлого года. И в целом с 2010 года среднегодовой показатель роста составил около 9%. Положительная динамика обуславливается, помимо прочего, географическим положением нашей страны и уровнем контейнеризации – всего 2,1%, что ниже, чем в зарубежных странах. В Европе, к примеру, он составляет 10%. Уже сейчас, несмотря на ограниченность номенклатуры грузов, которые пригодны для перевозки в контейнерах, операторами осуществляется транспортировка насыпных и навалочных грузов, что стало возможным благодаря применению новых технологий погрузки. Таким образом, контейнеры уже сейчас могут заменить как универсальный, так и специализированный подвижной состав, что особо актуально в условиях развития интермодальных перевозок, когда осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой.

Однако в дальнейшем возможны проблемы, которые повлияют на рост.

«Из общего количества железнодорожных станций, имеющихся на сети республик СНГ и стран Балтии и открытых для грузовой работы, менее 400 имеют технические возможности по работе с контейнерами массой 20–30 тонн брутто, – указывает эксперт. – В России, в частности, доля таких станций от общего числа грузовых составляет всего около 5%».

Тем не менее заместитель председателя комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ Людмила Симонова полагает, что основная причина сдерживания контейнерного грузооборота не отсутствие необходимых терминалов, а другие факторы.

«Мы смотрели по грузопотокам, насколько нам необходимы дополнительные станции, в том числе и по грузопотокам из Китая и Казахстана, – говорит Людмила Симонова. – Исходя из перевозок, никакой дополнительной потребности в новой инфраструктуре нет, более того, новое запланированное строительство в том же Екатеринбурге в ближайшие 10 лет может быть избыточно. Нужно смотреть не только железнодорожные станции, которые принадлежат РЖД, но и другую инфраструктуру, автомобильную в том числе, а она тоже значительна».

С экспертом согласен и заместитель начальника по коммерческим вопросам Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Сергей Самохин.

«У нас более 200 грузовых дворов, оборудованных крановой техникой, позволяющей работать с контейнерами, но их загрузка сейчас находится на уровне 50–80%, – говорит Сергей Самохин. – При этом объём грузопереработки вырос только на 11% за полгода к 2015 году. У нас есть мощности, которые вполне справятся с дополнительной нагрузкой, но пока её нет».

Людмила Симонова указывает, что основная причина сдерживания роста контейнерных перевозок – это сам низкий уровень контейнеризации. В основном у нас перевозятся сырьевые грузы, и уровень контейнеризации может увеличиться лишь в том случае, если, к примеру, пойдёт несырьевой экспорт.

Такая же проблема и у среднеазиатских республик. Им особенно нечего экспортировать в контейнерах.

В Прибалтике, которая живёт за счёт транзита, также едва ли стоит развивать контейнерные мощности, потому что Россия, очевидно, хочет переориентировать грузопоток на свои терминалы.

Гудок