06.07.07

Контрабандисты ищут «дыру» в границе

Проблема контрабанды китайского товара является узким местом не только для дальневосточных пунктов пропуска. Она характерна для всех таможенных органов России. Как отмечают таможенные аналитики, центры криминальной деятельности участников контрабандных каналов перемещаются вдоль границы в зависимости от степени эффективности таможенного контроля в том или ином таможенном органе.

О том, как на Дальнем Востоке таможенные органы организуют противодействие контрабанде китайских товаров, рассказывает начальник организационно-инспекторс-койслужбы Дальневосточного таможенного управления Владимир ГАВРИЛОВ.

- В настоящее время российско-китайские отношения характеризуются устойчивой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях. Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения.

Активно развиваются межрегиональные связи, подписано более ста двусторонних соглашений между властями административно-территориальных единиц различного уровня. В июле 2005 года Председатель КНР Ху Цзинь-тао и Президент России Владимир Путин официально объявили в Москве, что в 2006 и 2007 годах Китай и Россия проведут друг у друга «национальные годы». В результате осуществления этого системного проекта дальнейшее развитие получили внешнеэкономические связи.

Объем торговли между Китаем и Россией в 2006 году приблизился к отметке 27 миллиардов долларов и превысил показатель 2005-го на 45 процентов. В таможенных органах Дальневосточного таможенного управления в прошлом году было оформлено 20 процентов от всего объема российско-китайской торговли. Ежемесячно на Дальнем Востоке проходит оформление более 150 тысяч тонн различных китайских товаров.

Если рассмотреть эти цифры в динамике, то за последние четыре года в Дальневосточном таможенном управлении объемы декларируемых товаров производства Китайской народной республики увеличились в 1,6 раза, при этом стоимость возросла в 4,3 раза, а платежи - в 3,8 раза. Индекс таможенной стоимости увеличился в 2,7 раза, индекс таможенных платежей - в 2,4. Объемы импорта китайских товаров в 2006 году по сравнению с 2005 годом выросли на 431 тысячу тонн, дополнительно в бюджет перечислено 245 миллионов долларов. Для сравнения: объем импорта товаров Республики Корея на протяжении последних трех лет практически не изменяется и остается на уровне 780 тысяч тонн в год.

Делая прогноз внешнеторговых связей с КНР на последующие годы, организационно-инспекторская служба ДВТУ взяла за основу решение, принятое руководителями Китая и России - к 2010 году довести объем двухсторонней торговли до 60-80 миллиардов долларов . Следовател ьно, товарооборот ежегодно будет возрастать на 9-10 миллиардов долларов.

При отсутствии очевидных признаков роста российского экспорта основной прирост будет происходить за счет роста импорта из Китая.

С учетом того, что темпы прироста импорта в 2006 году составили 78 процентов, мы можем ожидать увеличения этого важнейшего показателя на 7-8 миллиардов долларов ежегодно по России и до 1,5 миллиарда долларов - только по Дальнему Востоку. Такой рост стоимости обуславливает прогноз увеличения физических объемов импорта в зоне ответственности Дальневосточного таможенного управления на 60 процентов ежегодно.

Анализируя ситуацию, таможенные специалисты отметили любопытный факт - в различные периоды морские и сухопутные пункты пропуска играли различную роль в перевалке товаров из Китая. Так, в 2000 году доля сухопутных пунктов пропуска в общем объеме перемещаемых товаров из Поднебесной составляла 78 процентов и увеличивалась вплоть до 2003 года (до 86 процентов). В 2006 году отмечается уже увеличение доли морских перевозок в общей структуре товарооборота, и только 61 процент от общего объема китайских товаров пришелся на сухопутные пункты пропуска.

Это говорит о том, что прирост происходит импульсивно, то есть логистика не «устоялась» и товарные массы по-прежнему «блуждают» в поисках бреши в системе таможенного контроля. При этом в основной массе после таможенного оформления товары не потребляются населением Дальневосточного федерального округа, а следуют в другие регионы России. Фактически дальневосточные пункты пропуска используются как транзитные.

В целях пресечения искусственного перетекания между пунктами пропуска Дальневосточного федерального округа товаров в феврале-марте 2007 года Дальневосточное таможенное управление и Дальневосточная оперативная таможня совместно с территориальными органами ФСБ России провели системную работу по усилению таможенного контроля одновременно на всем протяжении российско-китайской границы на Дальнем Востоке - от Биробиджана до Краскино. Основной упор был сделан на проверку достоверности заявления сведений о товарах народного потребления, в том числе обуви и одежды.

В результате в Биробиджане вместо заявленных ковриков обнаружено шесть фур качественного женского трикотажа. Более десяти фур стали предметом административного разбирательства в зоне ответственности Хабаровской таможни. Проведенные лабораторные исследования обуви в Находкинской таможне показали, что она изготовлена из кожи, а не из композиционных материалов, как заявлял декларант.

В итоге в марте по сравнению с январем 2007 года объем оформляемой обуви сократился более чем в два раза. Общий объем импорта, следующий в Россию через пункт пропуска Полтавка Уссурийской таможни, сократился в десять раз. Произошло существенное снижение объемов товаропотока на других участках государственной границы. Участились случаи, когда товар, ввезенный из Поднебесной на территорию России, тут же, без подачи таможенных деклараций, вывозится обратно - как только становится известно о намерении таможенников в соответствии с системой управления рисками провести стопроцентный таможенный досмотр.

В результате повышения качества оперативно-розыскной деятельности и взаимодействия с подразделениями дознания таможен количество возбужденных по оперативным данным уголовных дел составило 70 процентов, или 211 дел от общего числа. Указанные обстоятельства позволили в 3,5 раза улучшить результаты по выявлению и пресечению контрабанды, совершенной организованными группами. Если в 2005 году было девять дел, то в 2006-ом - 33. Всего за 2006 год возбуждено 299 уголовных дел, что на 53 процента больше, чем за аналогичный период 2005-го. Стоимость незаконно перемещенного товара по возбужденным уголовным делам составила 622,8 миллиона рублей. При этом ориентировочная стоимость предметов правонарушения, изъятых по административным делам, составила около трех миллиардов рублей.

Анализ ситуации показывает явное сокращение «серых» схем таможенного оформления одежды и обуви китайского производства, которые в качестве реакции на усиление таможенного контроля меняют логистику по доставке в Российскую Федерацию, минуя Дальневосточный регион.

Журнал "Таможня" №12 [179] июнь 2007 г.