19.08.05

Контрабандисты угрожают экономической безопасности России

С 1 сентября вступит в действие новый порядок лицензирования внешнеторговой деятельности в РФ. Он предусматривает существенное упрощение получения лицензий на ввоз и вывоз товаров участниками внешнеэкономической деятельности. Станет более простой для заполнения форма заявления на получение лицензий, с 25 до 20 дней сократится срок рассмотрения заявлений и выдачи разрешений, значительно снизится и их стоимость. О проблемах в области внешнеэкономической деятельности корреспондент "ПГ" беседовал с Сергеем МЕЩЕРЯКОВЫМ, генерал-лейтенантом милиции, начальником Департамента экономической безопасности МВД России.

- Сергей Григорьевич, объясните, пожалуйста, почему внешнеэкономической деятельности оказывается столь пристальное внимание со стороны правоохранительных органов?

- Внешнеэкономическая деятельность является стратегической отраслью экономики государства, оказывающей решающее воздействие на содержание и темпы экономических реформ. Этим обстоятельством определяется особое, приоритетное внимание, уделяемое МВД России противодействию криминализации этой сферы.

- Под криминализацией вы имеете в виду контрабанду? А в чем заключается ее опасность?

- Опасность контрабанды заключается в том, что она подрывает отношения дружбы и сотрудничества между странами, монополию государства в области внешней торговли, нанося ущерб экономическому развитию. Следует указать еще на один аспект контрабанды, делающий ее в современных условиях опасным преступлением международного характера, часто смыкающимся с иными преступными посягательствами, в том числе на финансовую систему государства. Очевидно, что преступники, занимающиеся подобным промыслом, могут быть причастны также и к таким финансовым преступлениям, как легализация преступных доходов.

- Достаточны ли принимаемые сегодня правоохранительными органами усилия, направленные на предотвращение контрабанды?

- При сегодняшнем активном развитии внешнеторговых отношений и либерализации отечественного таможенного законодательства усилий только правоохранительных органов в решении проблем обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности явно недостаточно. Требуется общественное понимание опасности для государства данных уголовных деяний и необходимости применения решительных мер для их предупреждения и пресечения.

Анализ результатов борьбы с данным видом преступлений свидетельствует о стойкой тенденции к увеличению фактов контрабанды и возрастанию ущерба, наносимого экономике государства. Сотрудниками ДЭБ МВД России выявлен ряд крупных каналов контрабандного перемещения товаров, ущерб от деятельности которых исчисляется сотнями миллионов долларов США.

- В прессе регулярно появляются сообщения о задержании контрабандистов и перекрытии каналов поставок. Почему не удается окончательно ликвидировать все "лазейки", используемые преступниками для незаконного перемещения товаров?

- В отличие от других преступлений контрабанда очень динамична, постоянно "совершенствуется" преступниками, и ее модификации непредсказуемы. В современных условиях контрабанда приобрела утонченный профессиональный характер. На смену спонтанной деятельности отдельных граждан приходят хорошо организованные группы. На сегодняшний день доля преступлений, совершаемых в составе преступных групп, достигла 74 процентов от общего числа выявленных фактов контрабанды.

- Может быть, стоит ужесточить уголовную ответственность для контрабандистов, действующих в составе организованных преступных групп?

- Реальная угроза экономической безопасности Российской Федерации, вызванная ростом преступлений, связанных с контрабандой, настоятельно требует активизировать работу по борьбе с данным видом преступлений.

На этом фоне по меньшей мере странно выглядят неоднократные попытки ряда депутатов Государственной Думы значительно смягчить уголовную ответственность за контрабанду, сделав основным ее видом штрафы. При этом авторы ссылаются на закрепленные в УК России принципы гуманизма и справедливости. Такое обоснование представляется спорным, поскольку контрабанда несет существенную угрозу общественным интересам, защищаемым законом, наносит огромный ущерб экономике, создает опасность для потребителей товаров, ввезенных помимо государственного контроля. Данное преступление совершается только с прямым умыслом и, как правило, после серьезной подготовки, а согласно статье 6 (принцип справедливости) УК России наказание должно соответствовать степени общественной опасности преступления. Ранее, в 1994-1996 годах в статью "контрабанда" УК РФ под прессингом криминала некоторые депутаты пытались внести изменения в целях снижения сроков наказания для контрабандистов. Предлагали обозначить тяжкое преступление (перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов) как нарушение таможенного законодательства, переведя, таким образом, этот вид посягательств в административное право, когда к контрабандистам могли применить такой вид наказания, как штраф. Статья 169.1 (нарушение таможенного законодательства Российской Федерации) была включена в главу о хозяйственных преступлениях. Фактически за тяжкое преступление - контрабанду - можно было применить санкции ниже нижнего предела. Между тем негативное влияние, оказываемое контрабандой на состояние российской экономики, наносит ущерб развитию всех отечественных отраслей промышленности, в особенности - легкой и пищевой. В настоящее время на российском рынке легальная доля товаров отечественных производителей легкой промышленности из года в год снижается и составляет 10 процентов, иностранных - 15 процентов. Оставшиеся 75 процентов завозятся контрабандным путем либо с нарушением таможенных правил, что не просто наносит урон развитию легкой промышленности, а ставит под угрозу само ее существование.

Аналогичная ситуация складывается в сфере пищевой промышленности. По оценкам независимых экспертов, 60- 70 процентов реализуемых только в г. Москве продуктов питания произведено за границей. При этом, по данным МВД России, большая их часть попадает на территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил.

- Часто приходится слышать об огромном количестве нарушений, выявленных в сфере лесного хозяйства: незаконные вырубки и последующий экспорт леса. Может ли МВД России остановить расхищение национального достояния страны?

- В последние годы обострилась ситуация в сфере экспорта российского леса. По экспертным оценкам, объемы контрабанды лесоматериалов достигают миллионов кубометров в год.

Привлекательность данного вида нелегального бизнеса основана на существенной разнице мировых и внутренних российских цен на лес, что позволяет получать крупную прибыль. В настоящее время в России действует свыше 100 пунктов пропуска для вывоза лесопродукции через государственную границу. Проводимые МВД России мероприятия дополнительно вскрыли проблемы законодательного характера, затрудняющие выявление правонарушений при осуществлении экспорта лесоматериалов. Одна из них - невозможность проверки внешнеторговых контрактов, предоставляемых участниками ВЭД. При заключении и регистрации контрактов ни одна контролирующая организация не может потребовать документы, подтверждающие статус иностранного партнера, его легальность и постановку на учет в соответствующих органах. Зачастую контракты подписываются представителями фиктивных либо зарекомендовавших себя недобросовестными плательщиками по экспортным поставкам фирм.

- В каких еще областях народного хозяйства есть нарушения, связанные с несовершенством законодательства?

- Неблагополучно обстоят дела в сфере оборота водных биоресурсов. К числу основных факторов, создающих предпосылки для совершения различных правонарушений в сфере оборота водных биоресурсов, можно отнести упрощенный порядок прохождения таможенного контроля при вывозе продукции из исключительной экономической зоны Российской Федерации за границу и одновременно невозможность реального контроля за промыслом и сбытом морепродуктов со стороны правоохранительных органов, на которые возложены соответствующие задачи. Действующая схема упрощенного таможенного декларирования (на основании радиограммы) не только позволяет скрыть фактические объемы улова, но создает благоприятную почву для коррупции среди сотрудников контролирующих органов. Вместе с тем национальные интересы России на континентальном шельфе, занимающем девять миллионов квадратных километров (42 процента всей континентальной территории), защищают лишь редкие наряды пограничной службы, что не может гарантировать надежной охраны биоресурсов. Об актуальности назревшей проблемы и необходимости ее законодательного решения говорит тот факт, что стоимость нелегальных поставок морепродукции только в Японию равноценна трети стоимости товарной продукции всей рыбной отрасли России.

- Лес и рыба идут на незаконный экспорт, особенно на Дальнем Востоке. А что можно сказать о незаконном импорте? Вы уже отметили, что товары широкого потребления завозятся в Россию контрабандным путем, что ставит под угрозу отечественную легкую промышленность страны - стратегическую отрасль страны...

- Одним из наиболее негативных факторов, оказывающих влияние на отечественную экономику, по объемам экономической экспансии и степени организации является контрабанда товаров, произведенных в КНР. Нелегальная доставка товара в Россию осуществляется массированно- тысячи тонн в месяц. Спектр продукции, незаконно поставляемой китайскими торговцами на внутренний рынок России, достаточно широк, но в первую очередь это изделия легкой промышленности, одежда и обувь.

- Какие меры стоит предпринять для изменения сложившегося критического положения с контрабандой в России?

- Активизация мер по борьбе с контрабандой требует изменений действующей нормативной правовой базы. Одним из наиболее распространенных способов совершения контрабанды является предоставление в таможенные органы заниженных сведений о стоимости ввозимых товаров. Практика показывает, что поступление товаров на территорию России осуществляется обычно через третьи страны.При такой схеме импортеры, как правило, осуществляют замену товаросопроводительных документов, полученных от производителя, на документы от фирм-посредников с указанием фиктивной (заниженной) стоимости груза. Декларантом или грузополучателем в таможенные органы России предоставляются соответствующие контракты с фирмами-посредниками, якобы располагающимися на территории сопредельных государств.

С целью пресечения вышеуказанных противоправных деяний требуется внести изменения в "Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления", а именно, обязать декларантов или грузополучателей при поступлении на территорию России товаров из третьих стран предоставлять в таможенные органы России инвойс производителя товара или экспортную таможенную декларацию страны-производителя.

Также стоит отметить тот факт, что на сегодняшний день органы внутренних дел не обладают всеми необходимыми полномочиями по противодействию экономической контрабанде. Это связано с тем, что в соответствии с действующим законодательством сотрудники органов внутренних дел не имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в зоне таможенного контроля, хотя общеизвестно, что выявлять и пресекать контрабанду эффективнее всего именно при пересечении границы либо в момент оформления товаров. Данный вопрос также требует оперативного решения.

- Есть ли надежда, что в скором времени ситуация в сфере внешнеэкономической деятельности изменится к лучшему?

- Мы рассчитываем, что совместными усилиями всех правоохранительных органов при поддержке законодательной и исполнительной ветвей власти проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности удастся решить наиболее оптимальным образом.

Справка "ПГ"

Мещеряков Сергей Григорьевич, генерал-лейтенант милиции, родился в 1959 года. В 1981 году окончил Липецкий политехнический институт. С 1983 года - в правоохранительных органах. В июне 2003 года назначен начальником Главного управления по налоговым преступлениям МВД России. С февраля 2005 года -начальник ДЭБ МВД России.

Парламентская газета 19.08.05