17.11.09

Концептуальные неудобства

Концепция ФТС, вопреки надеждам хотя бы на отсрочку у всех участников ВЭД, брокеров и самих таможенников, будет реализована, причем похоже что в более короткие сроки. Теперь это стало однозначно понятно всем и вся. И в этой настойчивости надо отдать должное Председателю Правительства РФ.

Позитивных последствий для государства пока не видно, но они, безусловно, появятся. Сейчас этому мешает кризис и сам переходный процесс. Позитива для участников ВЭД и для брокеров не будет вообще.

Удаление мест оформления от места дислокации участников ВЭД на сотни и даже тысячи километров в российских условиях предполагает только неудобства. Преодолевать возникшие и возникающие трудности придется самостоятельно, без государственной поддержки. Тем не менее, все структуры, участвующие в таможенных процессах, добровольно-принудительно уже вовлечены в реализацию Концепции ФТС, и это факт.

К сожалению, сообщество таможенных брокеров, как и участников ВЭД, по-прежнему очень разобщено, а сообщество таможенников по сути перестало существовать и инфицировано страхом принятия каких-либо ответственных решений, расходящихся с указаниями «сверху».

Переход на новую систему организации работы таможни приведет к тому, что практически все участники ВЭД перейдут на работу с брокерами. Клиентам не очень-то выгодно будет ездить на границы или держать там свой персонал для решения собственных текущих вопросов.

Безусловно, что на границах местные таможенники значительно уступают московским и питерским в знаниях, в умении, в опыте, да и в желании работать. Поэтому лицензированные брокеры там будут востребованы, хотя и столкнутся на местах с низкой квалификацией сотрудников, с недостатком кадрового ресурса в местных таможенных органах и с непредсказуемостью местного таможенного менталитета и таможенного администрирования.

«Серым» брокерам придется обелиться до конца, и в этой ситуации будут выигрывать те, кто имеет лицензию таможенного брокера и разветвленную сеть подразделений.

В любом случае всем надо готовиться к усложнению процедур оформления. Реально ситуация может измениться через 1,5-2 года после освоения границ, когда все наберутся знаний и опыта, наладится взаимодействие участников ВЭД, брокеров и таможенных органов. А пока - будет трудно, и это необходимо понять и принять это как неизбежность. Никаких рецептов для участников ВЭД дать невозможно, кроме как, учась на своих ошибках, искать хороших профессиональных брокеров, признавать их советы и требования и понимать, что это требования не их личные, а таможни, исходя из закона, из практики и из служебных распоряжений.

Волшебников в этой ситуации нет. Преодолевать все возникающие или чинимые препятствия надо вместе и сообща.

Проблемы, о которых часто говорят брокеры и участники ВЭД всем известны и они абсолютно одинаковы у всех. Их можно разделить на собственные проблемы участников ВЭД и проблемы таможни.

Во-первых, экспортеры или импортеры сами по себе многого до конца не понимают в вопросах таможенного оформления и законодательства и хотят, чтобы таможня работала под них или так, как им было бы привычно или удобно. Другими словами, чтобы ФТС любым способом помогала их бизнесу, что само по себе уже невероятно. Участники ВЭД, в отличие от брокеров, мало, что знают о постоянных нововведениях, которые проходят исключительно по служебным каналам ФТС. Не хотят смириться, что таможенники тоже люди и что им свойственны человеческое - незнание, отсутствие опыта, лень, коррумпированность, боязнь ответственности, амбиции и т.п. Добавьте сюда служебную зависимость, страх потерять работу, особенно на периферии, где ее и так мало, и даже уголовную ответственность, которую по делу или из политической угоды могут повесить на каждого из них.

Во-вторых, серьезные трудности у самой таможни. Поставлена задача и сроки выполнения Концепции. При этом денежных средств по факту нет? Кадров на границе не хватает, и никто из профессионалов из развитых регионов туда не поедет. Проще уйти в бизнес или жить на заработанных. Квалификация таможни на границе в вопросах оформления и очистки очень низкая, т.к. они всю жизнь работали на прохождение грузов через границу в пункты оформления. Квалифицированные опытные кадры всегда были нужны в бывших центрах оформления, поэтому отток с регионов шел в Москву и С-Петербург. На сегодняшний момент в ФТС, большинство опытных таможенников уволили, и новым, естественно, потребуется много времени во всем разобраться. Решение быта и социальных условий в приграничных городах для новых сотрудников нет, вплоть до отличий менталитетов, культуры труда и жизненных устоев на местах.

В результате получается целый комплекс проблем, с которыми предстоит разобраться в ближайшее время. Как их решать, сказать сложно, довольно много неопределенности и зависимости от ситуаций, в т.ч. от готовности к реальным, а не на бумаге, изменениям власти и самих приграничных регионов.

В том, что участникам ВЭД приспособиться придется, сомневаться не приходится. Лучше это делать вместе с профессионалами, легальными лицензированными брокерами, отвечающими за свои действия не только словами, а самым непосредственным образом.

По сути, приспособление заключается лишь в том, что необходимо переходить на белые прозрачные экономические отношения и конкурировать умом и предприимчивостью, а не тем, кто лучше или успешнее обойдет или обманет закон и государство. Государство в скором времени дожмет «серый» таможенный рынок. С «черным» труднее, его хуже видно. Будет ли всем или кому-то в этот период легко – нет, не будет. От таможни и силовых структур традиционно достанется всем, и «белым», и «черным», и «серым».

Разбираться в них никто не будет, да и не любит - некогда. Команда сверху уже поступила, думать нет времени. Кто из коммерческих структур будет строить свой бизнес серьезно и на много лет вперед подстроится, и в конечном итоге выиграет.

Число «серых» брокеров сегодня сократилось незначительно. Большинство из них продолжают работать и, в зависимости от ситуации, используют печати получателей (настоящих или однодневок) или за процент - печати лицензированных брокерских компаний. Многие из них просто продают ее за процент или фиксированный платеж в месяц.

Для лицензированного брокера нет цели или задачи защищать интересы государства и тем более таможни. Он работает в рамках закона и несет за его нарушение материальную и уголовную ответственность, освобождая от этих рисков участника ВЭД, т.е. беря их на себя. Один этот факт уже подвигает участников ВЭД использовать лицензированных брокеров. Ведь риски значительно возросли.

Ответственность может перейти на весь бизнес клиента и уже затронуть как минимум три прошедших года. Мало того, проверки, вызванные нарушениями, могут затронуть весь бизнес владельцев компаний-участников ВЭД, включая даже тот, который непосредственно не связан с международной деятельностью и таможней. Добавим сюда еще потерю имиджа перед продавцами и дистрибьюторами, перед бизнес-сообществом… Кто об этом думает, тот делает однозначный выбор, кто думает по-другому, тот просто еще не столкнулся с негативными последствиями своего выбора, однако, это вопрос времени.

Не смотря на то, что представленная Концепция развития таможни вызвала неоднозначную реакцию, с точки зрения государства это правильная и своевременная программа. Однако формат ее выполнения лихорадит всех, а последствия ее реализации участники ВЭД, сама таможня и брокеры будут ощущать еще лет пять. Радует, конечно, что в ближайшее время крупных нововведений в ФТС пока не планируется.

В нашей стране лет 10-15 назад у государства была проблема со своевременностью принятия решений. Сейчас ее нет, но теперь появилась проблема с их реализацией. Бизнес уже давно привык, что все, что делается – это совсем не для удобства тех, для кого это делается. Но, как писал И.Тургенев «…Ко всему привыкает человек, вот и Герасим … привык к своей собачке…».

Сложившаяся ситуация в таможне и требования рынка ведут к объединению таможенных, транспортных и экспедиционных структур для предоставления комплексных логистических услуг. Консолидация интеллектуальных ресурсов, с одной стороны, даст рынку более высокое качество и надежность сервиса, а с другой, может вывести на рынок более совершенные и изощренные схемы. У участников ВЭД всегда будет выбор и возможность сопоставить свои риски и затраты.

Справка «Гудка»

Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее по тексту – Концепция), предусматривает кардинальное изменение процедур таможенного оформления и таможенного контроля товаров.

Ключевой момент Концепции состоит в переносе таможенного оформления внешнеторговых грузов в места, приближенные к государственной границе и отдалённые от размещения конечных получателей этих грузов. При этом Концепция предусматривает сохранение прежних мест таможенного оформления для отдельных категорий товаров.

Участникам ВЭД и около таможенному бизнесу видится три основных направления, которыми будет сопровождаться реализация Концепции:

- формирование таможенной инфраструктуры вблизи государственной границы;

- реорганизация таможенной инфраструктуры в неприграничных субъектах Российской Федерации;

- модернизация таможенных процедур и технологий под изменяющиеся условия проведения таможенного оформления и таможенного контроля.

Гудок 17.11.09