25.04.08

Корейские грузы выйдут на Транссиб

Вчера ОАО «РЖД» и Министерство железных дорог КНДР заключили соглашение о сотрудничестве, предполагающее начало модернизации железнодорожного участка Туманган – Раджин в КНДР и создание контейнерного терминала в порту Раджин. Реализацией проектов займётся новое совместное предприятие.

Документ подписали президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и министр железных дорог КНДР Ким Ен Сам в присутствии посла КНДР в России Ким Ён Дже. Кроме того, генеральный директор ОАО «Торговый дом РЖД» Анатолий Володин и начальник порта Раджин Пэ Нон Чер подписали договор о создании совместного предприятия.

Как сообщил Владимир Якунин, подписание соглашения о сотрудничестве – это воплощение политической воли лидеров России и КНДР. В 2001 году Президентом России Владимиром Путиным и лидером КНДР Ким Чен Иром была подписана Московская декларация, отражающая намерения сторон по созданию железнодорожного транспортного коридора, соединяющего Север и Юг Корейского полуострова с Россией и Европой.

«Семь лет потрачено на достижение конечной цели, и сегодня мы ставим точку в подготовительных мероприятиях. Уверен, что подписанные соглашение и договор послужат укреплению экономических связей между Россией и КНДР, КНДР и Республикой Корея, а также с другими странами в этом регионе», – отметил Владимир Якунин.

СП будет реализовывать пилотный проект «Хасан – Раджин», включающий в себя строительство контейнерного терминала в порту Раджин, модернизацию участка железной дороги Туманган – Раджин протяжённостью 52 км, а также последующую эксплуатацию инфраструктуры, которая будет выходить на российский Транссиб на сопредельной Тумангану российской пограничной станции Хасан ДВЖД. Кроме того, планируется реализация проекта строительства контейнерного терминала в порту Раджин, который будет передан в управление ОАО «РЖД». Проектная мощность терминала – 400 тыс. TEU с перспективой расширения до 600 – 700 тыс. TEU в год. Первая очередь терминала обеспечит мощность 200 тыс. TEU в год.

СП, в которое вошли ОАО «Торговый дом РЖД» и порт Раджин, займётся также привлечением инвестиций для финансирования проектов и поиском подрядчиков для осуществления строительных работ. СП создано сроком на 49 лет со следующим распределением долей в регистрационном капитале: 70% – у российской стороны и 30% – у корейской.

Как уже сообщал «Гудок», в реконструкцию участка железной дороги Туманган – Раджин и строительство контейнерного терминала предполагается инвестировать около $200 млн. По информации «Гудка», инвестором выступит одна из «дочек» ОАО «РЖД». А северокорейская сторона предоставит в долгосрочную аренду земельные участки и инфраструктуру на линии Туманган – Раджин. Уже завершается согласование проектов реконструкции этого участка железной дороги и строительства терминала. Работы планируется начать в мае-июне 2008 года.

Для беспрепятственного пропуска грузов через госграницу стороны обеспечат оперативность работы пунктов пропуска на станциях Хасан и Туманган, максимально упростят таможенные и пограничные формальности. Осуществлять координацию реализации проектов будет специальный консультационный комитет.

Владимир Якунин сказал, что подписание соглашения открывает широкие перспективы. «Мы ведём переговоры с южнокорейскими бизнесменами для привлечения грузов для российско-корейского проекта, а также рассматриваем возможность привлечения грузов и из Китая. А оперирование портом на востоке, через который грузы будут идти на Транссибирскую магистраль, безусловно, выгодно и России, и Северной Корее, и всем грузовладельцам, заинтересованным в этом маршруте», – подчеркнул глава РЖД.

Министр железных дорог КНДР Ким Ен Сам, в свою очередь, сказал, что «проект является крупнейшим примером экономического сотрудничества между КНДР и Россией. Заключение соглашения будет, безусловно, по достоинству оценено мировым сообществом. Я считаю, что успешная реализация проекта и демонстрация его жизнеспособности послужат началом для дальнейшего расширения экономического взаимодействия между нашими странами. Наша страна обязуется соблюдать все заключённые договорённости по выполнению решений глав государств».

Комментируя подписанные соглашения, директор аналитического департамента ОАО «УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго заметил, что объём инвестиций, которые потребуются на строительство терминала и модернизацию линии, для РЖД не является очень значительной суммой.

При этом компания, по его мнению, получает перспективы большого увеличения потоков грузов в связи с тем, что пропускной способности портов Дальнего Востока недостаточно, чтобы справиться с существующим грузопотоком.

По словам эксперта, принять участие в проекте заинтересованы компании – операторы контейнерного парка: ОАО «ТрансКонтейнер» и ЗАО «Русская Тройка».

А гендиректор Агентства управленческих технологий Сергей Лопарев уверен, что подписание соглашения – это прорыв на азиатско-тихоокеанский рынок российской транспортной инфраструктуры.

Он отметил, что речь о проекте велась ещё в советские времена, но только сейчас удалось его реализовать. Благодаря подписанным соглашениям у РЖД появляется выход в ещё один порт АТР, что позволит разгрузить порты Дальнего Востока России. Это актуально в связи со сложившейся проблемной ситуацией в портах региона, которые требуют модернизации как внутри портовой инфраструктуры, так и подъездных путей. Поэтому порты не справляются с существующим объёмом работы, что приводит к задержкам составов, простоям вагонов.

«РЖД расширили возможности по привлечению грузопотоков не только из Северной и Южной Кореи, но и из других стран АТР с перспективой повышения загрузки Транссиба, прежде всего контейнеропригодными грузами», – заключил эксперт.

«Гудок», 25.04.2008