11.08.08

КПП «Брусничное»: только для легковушек?

Правительство Финляндии решило брать плату с транзитных грузовиков. Как сообщили СМИ со ссылкой на финское информационное агентство STT, цена вояжа фуры в страну Суоми будет стоить немало — если учесть, что только перед российской границей грузовики теряют от 2 до 5 суток, а каждый день обойдется в 11 евро. Эксперты уже прогнозируют, что это скажется на ценах товаров, ввозимых из этой страны.

Как прокомментировал “Фонтанке” руководитель выборгского отдела Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Олег Новиков, со стороны Финляндии угрозы ввести плату за проезд по дороге, ведущей из Хельсинки до КПП "Ваалимаа – Торфяновка" поступали еще год назад — в августе 2007-го. Но на 8 августа в Ассоциации нет четкой информации о том, когда начнет действовать нововведение.

“Финская сторона предупреждала, о том, что будет осуществлять дополнительные сборы. Скорее всего, это связано с необходимостью оправдать затраты по строительству большой парковки для транзитных грузовиков в “Торфяновке”, - сообщил Новиков. Напомним: на мероприятия, направленные на сокращение очередей на границе, правительство Финляндии намеревалось выделить 24 миллиона евро.

Напомним: финны уже неоднократно возмущались тем, что гигантские пробки из фур в приграничных районах создают неудобство для местного населения. Были предприняты и конкретные меры: с конца весны через "Торфяновку" прекратили ездить автовозы (дальнобойщики теперь мучаются на дороге через Светогорск). Но это не решило проблемы с пробками на границе. Мало того, теперь и на автостраде номер 6 перед поворотом на дорогу к Светогорску нередко можно увидеть гигантскую очередь.

Еще в прошлом году были сделаны первые шаги по урегулированию грузооборота между двумя странами. Глава федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов пообещал: электронная передача информации через границу с целью предварительного таможенного оформления будет возможна в начале 2009 года. Новая система передачи данных позволит вдвое сократить время таможенного оформления, что уменьшит очереди грузовиков на российско-финляндской границе.

По мнению руководства российской таможни, основная причина очередей на границе – это то, что развитие инфраструктуры не успевает за ростом перевозок. Только в 2007 году объемы перевозок через три крупнейших пункта пропуска Юго-Восточной Финляндии выросли на 23%.

Как пишет dp.ru, финны грозят закрыть для автовозов дорогу от порта Хамина до Таавети (7-ю трассу, или часть E18). Она как раз ведет к пропускному пункту Нуйямаа-Брусничное. В принципе, это единственный (не считая лесных дорог) путь грузов из порта. Если это произойдет, то оборвется не только лента грузовиков в Россию. Не надо скрывать: наш северный сосед до сего дня неплохо жил за счет транзита, в первую очередь, портового.

По данным сайта PortNews.ru, грузооборот порта Хамина в январе-мае 2008 года вырос на 8,2% до 2,2 миллиона тонн (по другим данным, только в первом квартале этого года он составил 1 миллион 416,2 тысяч тонн, что на 19,2% больше, чем за аналогичный период 2007 года). И объем обработки транзитных грузов вырос на 32,8%. По данным российских таможенных органов, ежегодно российско-финляндскую границу по трассе Е-18 пересекают около 1 миллиона грузовиков.

Сегодня эксперты говорят: введение посуточной платы с финской стороны, скорее всего, являются ответом на действия России. Финляндия могла «обидеться» на Россию сразу на два факта: повышение наших таможенных пошлин на вывоз леса-кругляка и запуск автомобильных терминалов в Петербурге и Ленобласти.

Напомним, что в июле Россия заявила об очередном повышении пошлин на вывоз леса заграницу с 1 января 2009 года. Как заявлял первый вице-премьер Сергей Иванов, через два года размер пошлин на вывоз кругляка составит 50 евро — до 80% от таможенной стоимости. Поскольку Финляндия — один из крупнейших импортеров российского леса (ежегодно, по данным SmartMoney, она закупает древесины на 500 миллионов евро), новшество больно ударит по ее интересам. Из-за этих мер Финляндия даже выступала против принятия России в ВТО.

Кроме того, специалисты рынка утверждают, что после запуска автомобильных терминалов в Петербурге и Ленобласти Финляндия потеряет постояннй доход в размере более 100 миллионов долларов. Машины будут доставляться к российским потребителям напрямую, минуя Финляндию.

Порты для приема автомобилей собираются открыть в Вистино, в Ломоносове. А вот знаменитый приемник “ЮГ-2” в Усть-Луге уже открыт. Предполагается, что он сможет принимать до 400 тысяч автомобилей в год.

Справка:
В 2007 году товарооборот между Россией и Финляндией вырос на 30% и составил 2 млрд 370 млн долларов.
Основную долю в перевозках в направлении из России в Финляндию составляют нефтепродукты — 29 %, лесные грузы — 27 % и уголь — 20 %. Самый большой поток обслуживают порты Хельсинки, Турку,Котки, Хамины, Ханко (всего в Финляндии 102 порта).

Фонтанка.ру; 11.08.08