13.12.21

Крепкий алкоголь встряхнулся

Импорт вырос на популярности коктейлей.

Возобновление полноценной работы баров и сохраняющиеся ограничения на путешествия привели к росту импорта крепких спиртных напитков в РФ. По итогам девяти месяцев поставки увеличились на 19,73%, до 8,2 млн дал год к году, а самой быстрорастущей категорией стала грузинская чача. Выйти на текущие темпы в будущем году импортерам может быть сложно.

По итогам января—сентября 2021 года импорт крепких алкогольных напитков в Россию вырос на 19,73%, до 8,2 млн дал год к году, следует из данных таможенной статистики, с которой ознакомился “Ъ”. В частности, поставки виски увеличились на 19,3%, до 3,7 млн дал, коньяка и бренди — на 10,1%, до 1,5 млн дал, рома — на 26,6%, до 519,1 тыс. дал, текилы — на 17,8%, до 239,7 тыс. дал, джина — на 40,5%, до 187,8 тыс. дал. Цифры включают спирты и дистилляты.

Самой быстрорастущей категорией оказалась чача, ввоз которой вырос почти в 2,5 раза, до 21,8 тыс. дал.

Более 47% импорта приходится на Luding Group (поставляет грузинскую чачу под брендом Askaneli), рассказали “Ъ” в компании. Собственный импорт чачи у Luding вырос на 101,1%, до 10,3 тыс. дал. В компании динамику объясняют интересом потребителей к новым вкусам. По словам источника “Ъ” в отрасли, крупными импортерами напитка также выступают сеть «Бристоль» и X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»).

В X5 рост спроса на чачу связывают с расширением географии поставок и низкой базой. Изменение спроса в пользу коктейльного алкоголя там также объясняют его изначально более низкой долей в категории. В Auchan спрос на джин с начала года вырос на 58%, на ром — на 35%, на текилу — на 16%. Продажи чачи также растут, но доля этого напитка в общем объеме незначительная, говорят в сети. Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин отмечает, что грузинская чача на российском рынке долго была под запретом, продавать ее разрешили только в 2020 году, а спрос на напиток большой, в первую очередь со стороны грузинских ресторанов. По словам господина Липилина, у Fort продажи российской чачи «Фанагории» выросли на 35%. Рост спроса на джин, ром и текилу как коктейльные напитки господин Липилин объясняет возвращением людей в бары. В Beluga Group также говорят о смене вкусовых предпочтений в пользу потребления крепкого алкоголя в коктейлях.

Основатель и президент Simple Group Максим Каширин отмечает рост импорта коньяка, ликера и рома более чем на 30% в деньгах по каждой категории, что связано с продвижением крупных брендов в национальном ритейле.

Кроме того, импорт в 2020 году пострадал из-за первой волны пандемии, а сейчас идет восстановление поставок, напоминает он. В Roust отмечают, что продажи ликера Jagermeister в этом году растут на 41,5%, до 5,5 млн бутылок год к году. Гендиректор АСТ Леонид Рафаилов добавляет, что двузначные темпы показывает ирландский виски, для которого РФ — второй рынок в мире.

По словам директора по развитию Ladoga Дмитрия Исаченкова, потребители также стали чаще покупать премиальные виды рома вместо базового, а на фоне общего роста цен на текилу выросли продажи премиального напитка из 100% голубой агавы. Многие поставщики текилы вообще отказываются продавать сырье, предпочитая выпускать готовую продукцию самостоятельно, указывает он. В Beluga Group добавляют, что на мировом рынке текилы сегодня образовался дефицит и напиток в основном уходит в Мексику и США. В России этот рынок небольшой и интерес к напитку только просыпается, отмечают в компании.

Владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман называет основной причиной роста импорта крепких спиртных напитков сохраняющиеся ограничения на путешествия.

Кроме того, популярности таких категорий, как ром и джин, способствуют текущие модные тренды, добавляет он. По словам господина Кауфмана, в ближайшее время импорт крепких спиртных напитков продолжит расти, отнимая долю у традиционных местных категорий, прежде всего водки. И ожидающийся в 2022 году рост цен на импортный алкоголь также вряд ли приведет к падению спроса, так как потребитель, вероятно, смирился с общемировой инфляцией, указывает он.

Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз, впрочем, ожидает, что в 2022 году импорт алкогольных напитков в Россию уже не сможет показывать текущие темпы роста из-за высокой базы 2021 года. Кроме того, с ослаблением ограничений из-за пандемии основные потребители таких напитков возобновят путешествия по миру, что приведет к сокращению спроса в РФ, отмечает он. Сейчас, по данным ЦИФРРА, в натуральном выражении на долю импорта приходится 15% потребляемого в России крепкого алкоголя.

«Коммерсантъ»