10.12.08

Кризис наносит удар по "серому" импорту

Одной из самых больших проблем современной экономики является проблема "серого" импорта, с которым борются на протяжении длительного времени, но который продолжает процветать благодаря коррумпированности чиновников и несовершенству законов, нанося колоссальный ущерб госбюджетам и, в конечном итоге, гражданам различных стран мира.

На прошлой неделе СМИ сообщили о том, что канадская компания Bombardier Recreational Products (BRP) – авторитетный производитель техники для активного отдыха: снегоходов Ski-Doo и Lynx, гидроциклов и другой водной техники Sea-Doo, квадроциклов и родстеров Can-Am, двигателей и систем впрыска – активизировала борьбу с "серым" рынком своей продукции. Компания уже добилась наложения штрафов на 17 компаний, использовавших "серые" полулегальные схемы поставки техники. Последним, на данный момент, шагом BPR в деле наведения порядка на рынке собственных товаров, стала подача некоторое время назад иска против британского продавца её продукции - компании SQM Jetpower. Последняя была обвинена в нелегальном импорте гидроциклов Sea-Doo, приобретаемых за пределами европейской экономической зоны. Поскольку, согласно британским законам, импорт товаров из-за пределов европейской экономической зоны без предварительного согласия владельца бренда запрещён, то, как и ожидалось, "серого" дилера (SQM) приговорили к выплате крупного штрафа в пользу BRP и компенсации компании убытков. Также SQM обязана полностью раскрыть источники своих закупок и схемы, по которым закупалась продукция.

Если учесть, что по некоторым данным, только в 2007 году российские таможенники возбудили около 1500 дел против "серых" импортёров, конфисковав огромное количество парфюмерии, продуктов питания и спортивной одежды, то можно сделать вывод о том, что против "серого" импорта началось глобальное наступление, не в последнюю очередь связанное, по всей видимости, с развитием мирового экономического кризиса. В нынешней сложной экономической ситуации производители и законопослушные белые экспортёры не желают более мириться с тем, что кто-то отбирает ощутимую часть их потенциальных доходов от распространения и сбыта продукции.

Впрочем, ведя подобную борьбу, производители и официальные дилеры действуют и в интересах потребителей. Вытесняя с рынка товар с неясным происхождением, ввезённый по полулегальным схемам, они создают заслон для контрафактной продукции. Нередко они препятствуют поставкам товаров не в те климатические пояса, для которых они были изготовлены. В любом случае, потребитель получает определённые гарантии того, что его товар, произведённый под известным брендом, будет служить ему весь предусмотренный производителем срок эксплуатации. В случае же поломки, ему будет оказана квалифицированная техническая помощь.

В вытеснении "серого" импорта заинтересовано и государство. Ведь, как показывает практика, когда ввоз и таможенную очистку какого-либо товара, например автомобилей определённой марки, осуществляет официальные импортёры, а в идеале – одна компания, то сбор таможенных платежей по этой марке быстро и неуклонно возрастает. По данным ГТК, после того, как DaimlerChrysler начал поставлять автомобили Mercedes в Россию через 100%-ную дочернюю компанию "Даймлер Крайслер Автомобили Рус", всего через два месяца средние платежи с одного автомобиля германской марки возросли с 15320 долларов до 21371 долларов. До этого импортёры нередко занижали таможенную стоимость транспортного средства, заявляя его на таможне как выпущенный в наиболее простой (и, соответственно, дешёвой) комплектации. При этом, на самом деле, автомобили нередко проходили тюнинг, что могло повысить их реальную стоимость в три раза. Доказать же юридически безупречно факт пребывания автомобиля в тюнинговом ателье практически невозможно, утверждают таможенники. К тому же, существуют и более изощрённые схемы. Поэтому неудивительно, что до получения компанией "Даймлер Крайслер Автомобили Рус" эксклюзивного права на ввоз штутгартских автомобилей по серым каналам ввозилось до 60% автомобилей "Mercedes". В настоящее время, как утверждают в российском представительстве DaimlerChrysler, серый импорт Mercedes составляет около 10%. Но и это немало, ведь по самым скромным оценкам ГТК в Россию с использованием подобных схем ввозится 10% BMW, 15% Mercedes и 7% Audi. Впрочем, как признал в прошлом году ещё будучи министром Герман Греф, по "серым" схемам в страну ввозится до 80% товаров лёгкой промышленности и до 100% некоторых видов электроники.

Действенным орудием в руках таможенников в борьбе с "серым" импортом стала статья 14.10 Кодекса РФ об административных нарушениях (КоАП РФ), предусматривающая конфискацию товара и штраф в размере 30-40 тыс. руб. за незаконное использование товарного знака. А последнее происходит в том случае, когда товар в страну пытаются ввезти не официально уполномоченные производителями дилеры, а неофициальные, параллельные импортёры. О том, что эта мера действительно работает свидетельствует полученный недавно редакцией из Владивостока "ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ". Данный документ был составлен в прошлом месяце Владивостокской таможней Федеральной Таможенной Службы (ФТС) в связи с правонарушением одного из местных бизнесменов. Являясь индивидуальным предпринимателем, вышеуказанный бизнесмен вот уже несколько лет занимается ввозом на территорию РФ автомобильных запчастей. В прошлом году он заключил очередной контракт на поставку со своими партнёрами из Юго-Восточной Азии. После поступления контейнера с запчастями в порт Владивосток, предприниматель подал в таможенный орган грузовую таможенную декларацию (ГТД) установленного образца. Владивостокская таможня, получив данную ГТД, выяснила у производителя - одной из всемирно известных японских фирм, что декларант не является официальным импортёром. Товар был задержан, против предпринимателя было возбуждено дело об административном правонарушении.

Эффективность данной меры привлекает всё больше производителей. Так, по данным российских СМИ, в начале сентября сего года в Федеральную Таможенную Службу обратился производитель автомобилей BMW. Концерн попросил ФТС остановить ввоз любого товара с маркировкой BMW на территорию РФ, если владелец данного товара не наделён компанией BMW правом на ввоз его в Россию. Таможня пошла навстречу BMW, поскольку её обязывает к тому КоАП РФ. Письмо с соответствующим распоряжением начальникам региональных таможенных управлений уже направлено. Теперь "в случае выявления при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, обладающих признаками контрафактных, надлежит принимать меры и проводить мероприятия, предусмотренные законодательством РФ".

Впрочем, "серые" импортёры не сдаются. Каждый случай задержки товара на таможне по статье 14.10 КоАп РФ, обжалуется ими в судах. И уже есть судебные решения, предписывающие таможенникам не препятствовать параллельному импорту конкретных автомобилей и автозапчастей. Одновременно, неофициальные импортёры апеллируют к общественному мнению, указывая на возможность произвола со стороны таможенников, которые смогут отбирать личные вещи граждан, не предназначенные для дальнейшей перепродажи, а также на вероятность монополизации рынка белыми импортёрами. В таком случае, произойдёт ощутимый рост цен, предрекают они.

Безусловно, такая опасность существует. Нынешний механизм борьбы с "серым" импортом должен быть существенно усовершенствован. Не подлежит сомнению тот факт, что обычные граждане не должны опасаться изъятия на таможне вещей, приобретённых ими исключительно для личного пользования. Впрочем, не подлежит сомнению и то обстоятельство, что криминалу в масштабах всей страны, возросшему на несовершенстве законов и коррумпированности чиновников, стыдливо называемому "серым" импортом, должен всё же быть положен конец.

Ореанда-Новости; 10.12.08