08.10.15

Крупные транспортные узлы нужно превратить в «грузовые деревни»

Развитие логистических центров в формате «грузовая деревня» вдоль Транссиба поможет снять напряжённость с городского движения и укрепить конкурентоспособность страны.

В настоящее время развитие логистической инфраструктуры приобретает особую важность для России в связи с изменением её политической и экономической стратегии, процессом формирования российского участка «экономического пояса Шёлкового пути».

Создание современной сети логистических центров поможет отечественной экономике в решении множества задач. Но главным её достоинством является то, что она позволяет сократить издержки транспортировки, так как одним из основных принципов создания центров является интермодальность.

Зарубежная практика организации логистических центров показывает, что в их создании главным образом заинтересовано государство, оно предоставляет необходимые площади под застройку, оснащает землю необходимой инфраструктурой, инвестирует средства в процесс строительства. В России же до сих пор отсутствует программа развития логистических центров, а создание крупных складских комплексов полностью отдано в руки частного предпринимательства. Частные же компании руководствуются зачастую только интересом получения быстрой прибыли и не стремятся создавать современные мультимодальные комплексы, требующие высоких объёмов инвестиций и имеющие продолжительный срок окупаемости.

Реалии современного экономико-политического развития страны обостряют необходимость создания и развития логистических центров как фокусных компаний, управляющих товарно-материальными потоками на пути продвижения продукции по новым транспортным маршрутам.

При формировании логистических центров можно ориентироваться на зарубежный опыт, где для обозначения логистических центров, представляющих собой целый интегрированный кластер широкомасштабной логистической и сервисной деятельности с различной транспортной инфраструктурой, на территории или вблизи которого располагается интермодальный терминал, используют термин «грузовая деревня».

Примером «грузовой деревни» служит крупнейшая логистическая платформа Европы Logistics Platform of Zaragoza (PLAZA) площадью 1312 га, расположенная в Испании. Она занимает центральное положение между шестью городскими районами на юго-западе Европы (Бордо, Тулуза, Бильбао, Мадрид, Валенсия и Барселона). Территория центра разбита на несколько секторов: аэропорт, железные дороги, зона индустриальной логистики, бизнес-парк, сервис, коммерческий и социальный сектор.

В России пока единственным масштабным проектом создания «грузовой деревни» является мультимодальный логистический центр в Калужской области. Данный проект интересен тем, что в настоящее время в Московском регионе наблюдаются существенные транспортные проблемы, связанные с тем, что многие поставщики стали предпочитать автомобильные перевозки железнодорожным из-за большей маневренности и мобильности автомобильного транспорта.

Проблема эта может быть решена снижением нагрузки на автомобильные дороги путём перенесения большей части грузовых перевозок на железные дороги, чему должно способствовать строительство логистических центров вблизи железнодорожных станций с привязкой к стратегически важным районам России, поскольку у производителя появится возможность перевезти груз по железной дороге, а затем переложить его на автомобильный транспорт и распределить по регионам.

Стратегически важными районами для создания логистических центров в формате «грузовая деревня» являются крупные транспортные узлы Транссибирской магистрали: Москва – Уфа – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток. Подобная сеть «грузовых деревень» может служить основой формирования интегрированной товаропроводящей сети, позволит скоординировать взаимодействие всех участников поставки в регионах, снизить логистические издержки, повысить эффективность оказания транспортно-логистических услуг, приблизиться к мировым стандартам, создать высокотехнологичную систему управления материальными и сопутствующими потоками.

Гудок