13.07.10

КС возвращает добро

Конституционные судьи разрешили гражданам не доплачивать на родине за купленные за границей по дешевке товары. Вопрос в том, является ли это решение авторитетным для таможенников.

Если нынешнее решение Конституционного суда об определении стоимости ввозимых гражданами товаров по фактически уплаченным, а не произвольно определяемым рыночным ценам приобретет значимость акта прямого действия, это будет маленькая победа разума и права.

Конституционный суд принял редкостно здравое решение по весьма частному, но показательному вопросу: таможня должна не ссылаться на внутрироссийские рыночные цены при определении стоимости ввозимых товаров, а ориентироваться на то, сколько декларант заплатил за вещь в месте ее приобретения. Это важно и для уцелевших «челноков», и для граждан, не промышляющих коммерческим завозом, но просто совершающих покупки за рубежом для собственных нужд.

Пока что таможенник вправе остановить любого приобретшего где-нибудь на Тайване, к примеру, ноутбук по цене раза в три ниже, чем он продается в наших магазинах, и предъявить ему счет по оплате пошлины, исходя из «рыночных цен», то есть стоимости этого лэптопа с учетом опять же таможенных пошлин, налогов и прочих легальных издержек, выплачиваемых отечественными продавцами, их маржи. И плюс еще транзакционные издержки, возникающие из-за необходимости выплачивать инстанциям административную ренту. Теперь, если верить в правоприменительную силу решений Конституционного суда, это будет невозможно – достаточно сохранить документы об оплате ввозимого товара.

Отдельный вопрос – это практика определения «рыночной цены». Как отметил в своем постановлении КС, она может отличаться от региона к региону. Заметим, что и в одном регионе тоже. Экспертиза, ее определяющая, на практике может показать любую устраивающую таможню цену хотя бы потому, что она не опирается (и не может опираться) на сколько-нибудь обширную базу. А независимая оценка, во-первых, стоит денег, а во-вторых, априори менее весома для отечественных судов, чем официальная. С локальными рыночными ценами в России вообще сложно. Барьеры на таможне, барьеры при входе в рынок новых игроков и прочие препятствия по-прежнему серьезно искажают ценовую структуру. Причем странности отечественного ценообразования особенно заметны именно в товарах тех групп, которые имеющие такую возможность граждане стремятся приобрести за рубежом, — от предметов одежды до хай-тека.

Нельзя сказать, чтобы поборы с частных лиц, привозящих вещи, несоразмерно дорогие по российским меркам и вполне приемлемые по цене по мировым, были значимой статьей официальных и даже неофициальных доходов таможни. Однако они являются предметом беспокойства и иногда унижения для вполне честных налогоплательщиков, рискующих столкнуться с непредвиденными неприятностями при пересечении границы.

Хорошо, что высшая судебная инстанция государства сняла этот вопрос в такой однозначной манере.

Скепсис здесь порождает только одно обстоятельство: а насколько значимыми являются постановления Конституционного суда на практике?

Принятое сейчас решение хоть и не смертельно, но все же бьет конкретно по материальным интересам чиновников. Но у них, как показывает вся история последних десятилетий, достаточно ресурсов, чтобы либо замотать и проигнорировать, либо исказить его.

К примеру, давнее уже признание неконституционным института прописки вовсе не привело к невиданному расцвету права граждан на свободу передвижения по территории России. Власти различных регионов тут же превратили институт регистрации из информационного в административно-ограничительный, а исполнители их воли уже непосредственно на улицах городов — в инструмент мелочного обогащения, то есть в очередной прием для вымогательства. То же можно сказать и о других, менее ярких решениях КС, направленных на расширение прав и свобод, но допускающих перетолкование, отменяющее всякий освободительный пафос.

Есть и более грубый, но и более распространенный способ, и он касается самой сути существования государственных институций в нашей стране.

Никакие акты прямого, казалось бы, действия ничего не значат для соответствующих инстанций, если те не получают сверху документ о порядке их применения. А не получать можно бесконечно долго.

Например, предписанная конвенцией о борьбе с коррупцией норма, запрещающая чиновникам принимать дорогостоящие подарки, не может действовать в России именно по этой причине (так, во всяком случае, считает прокуратура).

Если нынешнее решение КС все-таки приобретет значимость акта прямого действие, это будет маленькая, но победа. Интересующиеся граждане имеют возможность проверить, так ли это, на себе. Хотя, конечно, рассудительнее было бы подождать и посмотреть, что скажет таможенник соседу с новеньким «Макинтошем».

gazeta.ru 13.07.10