22.11.06

Кто последний за границу?

В последние дни проблема очередей на латвийско-российской границе обострилась еще больше. Во-первых, в Терехово вереница фур уже перевалила за тысячу. Во-вторых, близится горячая предновогодняя пора, когда число желающих пересечь границу заметно увеличивается. Несмотря на то что "новый старый" министр сообщения Айнар Шлесерс и обещал в течение пары недель убрать очереди, похоже, ничего конкретного для решения проблемы пока не предпринимается.

Экстренные меры запаздывают

В принципе, одними заговорами приграничные пробки не ликвидировать. Правда, якобы уже в этом году планируется проложить объездную дорогу и построить автостоянку, которые призваны уменьшить автомобильные очереди возле Лудзы в направлении российской границы. Но практика показывает, что за месяц дороги не строятся.

Еще год тому назад опрошенные Телеграфом эксперты заявляли, что нужно действовать радикально, а именно - оборудовать новые КПП. Назывались и конкретные населенные пункты - Вентули, а быть может, и Эдули, где сейчас проезжают границу легковушки, и расширение приграничной дороги в Терехово. Ведь граница не резиновая, например, в Терехово в течение часа может быть обслужено всего 22-24 грузовые автомашины.

Но открыть новые КПП легко, опять же, только на словах - сейчас они не оборудованы всем необходимым для полноценной проверки грузовиков. Здесь, например, невозможен ветеринарный контроль. А главное - в направлении восточных рубежей Латвии, которые два года назад стали форпостом ЕС, не ведут хорошие дороги европейского уровня.

Сейчас уже мало кто помнит, что успешному развитию российско-латвийской границы в свое время помешали и политические разборки. Имеются в виду принятые решения о приостановке проектов развития пограничной инфраструктуры.

Беларусь хочет как лучше Вроде бы и устранились объективные причины, которые назывались в числе факторов, усугубляющих проблему, - смена таможенного руководства в РФ, ремонтные работы на эстонско-российской границе, выход из строя двух из трех рентгеновских установок для сканирования грузов на латвийских границах. А очереди не только не уменьшились, но наоборот. Среди объективных причин называлась и позиция Белоруссии.

Напомним, что позавчера по итогам встречи руководителей таможенных служб Беларуси, Литвы и Латвии на белорусско-литовском участке границы в пункте пропуска Каменный Лог - Мядининкай начальники белорусской таможни заявили о готовности предоставить свою инфраструктуру для разгрузки очередей на границе России и Латвии. Между тем российская сторона упрекает в создании пробок на латвийской границе именно Белоруссию, так как там в свое время был увеличен дорожный налог и усилен транспортный контроль. Если принять во внимание, что сутки простоя владельцам грузов влетают в копеечку, то никакой налог за проезд границы "с ветерком" не будет слишком большим.

Сколько стоят сутки?

Ранее президент ассоциации Latvijas auto Валдис Трезиньш сообщил Телеграфу, что не существует единой методики подсчета убытков, все зависит от вида груза, фрахта и т.п.

Однако в среднем за сутки простоя одна фура может приносить убыток в размере 100-200 Ls. Возьмем в среднем 150 Ls и умножим эту цифру на три дня простоя, получится 450 Ls. Позавчера в Терехово и Гребнево стояло более полутора тысяч грузовиков. Следовательно, их владельцы понесли убытки около 675 тыс. Ls, то есть без малого 1 млн. EUR.

Когда ЗИЛ быстрее Volvo

Улдис ИРБЕНИЕКС, президент фирмы Alfards:

- Еще в 1980-е годы принадлежащие нашему предприятию грузовики ЗИЛ-130 с прицепами возили кирпич с завода в Болдерае в Москву. Средняя скорость движения машины не превышала 40 км/час. Но тогда границ не было, и обычное время командировки водителя (туда и обратно) не превышало пяти дней. Сейчас наши скоростные суперсовременные автопоезда Volvo преодолевают это расстояние за двенадцать дней. Из них два-три дня простаивают на границе, а потом еще восемь часов - в отстойнике, соблюдая положенный график работы.

Для того чтобы навести на КПП минимальный порядок, вовсе не требуется многомиллионных капиталовложений. Достаточно внедрить принцип ротации таможенников, чтобы на границе не властвовали бандиты. Или ускорить обработку машин. Сейчас действует порядок, когда таможенники после проверки выпускают на нейтральную полосу пять грузовиков, и вся очередь ждет, когда российская сторона их проверит. Но ведь можно было бы работать в постоянном режиме, по принципу "один вышел - другой зашел".

Работать на российском направлении, в принципе, довольно выгодно. Однако растущие в последнее время очереди заставляют задуматься о рентабельности этого направления. Если бы я сегодня попробовал оценить, куда вложить заработанный лат, то скорее всего предпочел бы недвижимость или логистику.

Информационный портал Даугавпилса; 22.11.06