27.10.06

Кто такие брокеры и что с ними делать?

В первых выступлениях нового руководства ФТС России среди первоочередных задач указывалось на необходимость повышения уровня ответственности таможенных брокеров. Вопрос в том, кого называть брокерами, а также в том, кто и каким образом производит таможенную очистку товаров, юридически не являясь таможенным брокером (представителем).

Самое интересное, что сами брокеры ничего против усиления внимания к их деятельности не имеют, понимая, что такое внимание - это болезненный процесс лишь для серых брокеров. Более того, приобретя статус таможенного брокера, они сознательно пошли по пути открытости ведения своего бизнеса перед государством в лице всех контролирующих органов. А, следовательно, брокерские компании добросовестно отчисляют налоги и несут все виды ответственности перед государством и своими клиентами. Поэтому решением данного вопроса, на наш взгляд, должно являться усиление борьбы с так называемыми серыми ( черными ) брокерами, которые на самом деле брокерами не являются, так как не платят налоги государству от своей деятельности и не несут никакой ответственности за свои действия.

О статусе

Понятие таможенный брокер (представитель) дается в ст. 11 Таможенного кодекса: ...таможенный брокер (представитель) - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом .

Глава 15 Таможенного кодекса ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР (ПРЕДСТАВИТЕЛЬ) подробно раскрывает статус, обязанности и порядок взаимоотношений с заинтересованными лицами.

Самое главное, что необходимо учитывать, - это то, что требования для включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) (Статья 140) являются самыми высокими по отношению к другим организациям, осуществляющим свою деятельность в области таможенного дела:

1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат;

2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

3) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса (50 миллионов рублей);

4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Из вышеперечисленного следует простой, но очень важный вывод: законодатель изначально понимал важность и меру ответственности подобного рода деятельности или то, что этим должны заниматься хорошо организованные и ответственные профессионалы.

На таможне

На самом деле разграничение брокер - не брокер не верно и не отражает реального расклада сил. Так, на таможнях Санкт-Петербурга брокерский процент второй год удерживается на отметке, близкой к пятидесяти, что само по себе значительно выше среднего по отношению к остальным таможням Северо-Запада. Остальные (неброкерские) - чуть больше 50 процентов. Это и есть камень преткновения, поскольку именно здесь скрыта серая составляющая. Исходя из смысла определения декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (ст. 11 Таможенного кодекса) , вытекает следующее: крупные участники ВЭД имеют в штате специалиста или подразделение, отвечающее за таможенное оформление товаров, связанных с деятельностью организации. Именно этой лазейкой пользуются в своей работе серые брокеры, которые, не обладая статусом таможенного брокера или участника ВЭД, декларирующего собственные товары, принимаются за таможенное оформление грузов сторонних организаций, по сути, не имея на это никакого права. Осуществляется это простым составлением трудового договора, по которому специалист из серого брокера работает в организации, оформляющей в таможенном отношении свой товар. И так бессчетное количество раз... Именно поэтому выделить реальную долю по-серому оформленных ГТД весьма проблематично. По некоторым оценкам, серая доля приблизительно равна доли участников ВЭД.

От того, что приблизительно четверть грузов оформляется серыми брокерами, государство теряет налоговую составляющую от их деятельности, а клиенты постоянно рискуют. Ведь именно в этой доле наиболее высок процент нарушений таможенных правил, так как ни таможенный брокер, ни реальный грузополучатель не поставит свою печать на заведомо неправильную ГТД.

Рекламные силки

Уместно ли сравнивать супермаркет и торговый ларек у автодороги на окраине деревни? Перед нами два противоположных способа ведения бизнеса: супермаркет с его профессиональным персоналом, ненавязчивым сервисом, товаром хорошего качества и, вполне естественно, с более высоким уровнем цен. С другой стороны выступает практически подпольная торговля всем, что можно продать (эдакое изобилие контрафакта), не имеющая ничего общего с качеством, правилами торговли и нормами санитарии. Так же происходит и на рынке оказания услуг по таможенной очистке товаров. Качественная услуга легального таможенного брокера стоит дороже, а дешевая, неброкерская - это всегда риск. Но зачастую предприниматели не всегда могут разобраться: кто есть кто на этом рынке.

Достаточно, к примеру, открыть любую газету, адресованную представителям бизнес-сообщества. В рекламе предлагаемых предпринимателям услуг по таможенной очистке или таможенному оформлению грузов обязательно будет ссылка на качество и многолетний опыт, указаны названия компаний. Но! У большинства из этих компаний будет не доставать самого главного: юридического права заниматься подобного рода услугами, так как в Реестр таможенных брокеров (представителей) эти компании не внесены. Есть и другая сторона рекламной раскрутки, когда срабатывает старое доброе правило Не нуждается в рекламе! . То есть легко поддаться впечатлению, что брокерская компания, рекламирующая себя на сайтах и в периодических изданиях, связанных с таможенной тематикой, очень крута ... В действительности ситуация противоположная.

Пройдемся по таможням Санкт-Петербурга. Ниже приведен рейтинг брокерских компаний количеству оформленных ГТД в порядке убывания по результатам статистики I полугодия 2006 года. Если внимательно просмотреть региональные СМИ, то можно убедиться, что на самом деле лучшие показатели у далеко не самых рекламируемых таможенных брокеров в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербургская таможня: ООО Меридиан , ООО Восход (член Региональной Ассоциации Таможенных брокеров Северо-Запад ), ЗАО РОС-ТЭК-Северо-Запад (член Ассоциации), ООО КОМАЦО , ЗАО Северо-Западный таможенный терминал (член Ассоциации), ООО Таус и ООО Терминал и К (также члены Ассоциации)...

Балтийская таможня: ООО Таможенный Консалтинг , ООО Тандем , ООО ТЭФ Балт-форвард (член Ассоциации), ООО Транс-Бизнес брокер ...

Пулковская таможня (без учета всемирных почтовых служб): ЗАО Аэробал-тсервис (член Ассоциации), ЗАО АТС , ООО Север-ТТ , ООО Груз-экспресс (член Ассоциации), ЗАО Внештранс-авиа (член Ассоциации)...

Северо-Западная акцизная таможня: ООО Северо-Западный таможенный комплекс (член Ассоциации), ЗАО Транс Логистик Консалт , ООО Российские транспортные линии , ООО Бизнес Развитие , ЗАО Астрос ...

Выборгская таможня: ЗАО РОСТЭК-Выборг (член Ассоциации), ЗАО НПО Мегадельта , ЗАО Роско , ОАО Све-тогорск , ЗАО ЛУКОЙЛ-Черноморье (член Ассоциации)...

О пользе для здоровья

Таможенные брокеры, безусловно, полезны. Они принимают на себя меру ответственности за совершаемые действия, коэффициент доверия к ним со стороны таможенных органов выше. Они связаны договорными отношениями с экспедиторскими компаниями и СВХ или сами являются таковыми. Следовательно, их клиенты чувствуют себя, как принято говорить, комфортно .

Польза государству даже не обсуждается: налоги, ответственность, профессионализм. На Западе практически все оформляется профессионалами, т.е. - брокерами. Приведенные цифры наглядно продемонстрируют главный аргумент в пользу таможенных брокеров.

Всего за 1-е полугодие 2006 года брокерами оформлено 26 процентов из общего массива ГТД в регионе. А таможенных платежей перечислено 82 процента от общего объема. Получается, что все остальные 74 процента ГТД принесли всего 18 процентов таможенных платежей. Вот прямое доказательство надежности, законопослушности, а следовательно - прямая польза клиентам и государству в целом.

Роман КОЗЛОВ, директор Региональной ассоциации таможенных брокеров Северо-Запад

Журнал Таможня