06.06.06

Куда делись $30 млрд

Реальный размер импорта в Россию, согласно тщательно собранным "Бизнесом" данным иностранных таможен, примерно на треть выше объема того же импорта, но по данным российской официальной статистики. Так, исходя из данных статистических и таможенных органов внешнеторговых партнеров России, в 2005 году в нашу страну было экспортировано товаров и услуг на сумму $128 млрд, тогда как российская статистика импорта зафиксировала лишь $98,3 млрд. В Федеральной таможенной службе разность объясняют как занижением таможенной стоимости товаров, так и расхождением методик учета: российская статистика не учитывает мелких челноков и автоперегонщиков.

Вот наглядный пример: по данным ФТС России, импорт товаров из Финляндии в 2005 году составил менее $3,1 млрд; по данным финской статистики, в Россию было отправлено товаров и услуг на сумму $6,677 млрд. Финляндия отнюдь не исключение из правила. Так, согласно германской статистике, экспорт в Россию в прошлом году составил $20,4 млрд (17,3 млрд евро), а согласно российской, импорт из Германии равнялся $13,2 млрд - почти в полтора раза меньше. $13,2 млрд экспорта из Китая оборачиваются лишь $7,3 млрд импорта из этой страны в Россию - разница почти двукратная. На $7,15 млрд (6,06 млрд евро) экспортируют в Россию товаров итальянские компании, но российские фирмы импортируют из той же Италии $4,4 млрд.

И так практически по каждой стране. Различий в статистике нет разве что с Белоруссией, Украиной и Казахстаном - с другими бывшими союзными республиками, не вошедшими в СНГ, они уже есть. Так, Латвия экспортировала в Россию на $1,16 млрд, но Россия импортировала товаров из этой страны на вдвое меньшую сумму. Та же ситуация с Литвой: экспорт из этой страны в Россию составил в 2005 году $1,2 млрд, импорт в Россию, по данным ФТС,- всего $568 млн.

Причиной статистических расхождений могут быть различия в методике подсчета, говорит заместитель начальника отдела внешней торговли литовской таможни Ирена Йоцени. "Разница в данных может объясняться тем, что страны происхождения товара учитываются как страны-экспортеры",- поясняет она. Старший инспектор финской таможни Натти Хайниени приводит такой пример. Телефон Nokia, произведенный, допустим,в Венгрии, приходит в Финляндию, Финляндия переправляет этот груз в РФ и засчитывает себе как экспорт в Россию, но та учитывает его именно как импорт из Венгрии как страны-производителя товара.

Однако вряд ли дело в этом.

Экспорт из Венгрии в Россию и импорт в Россию из Венгрии, согласно данным таможен двух стран, совпадает и составляет гораздо меньшую величину - речь идет примерно о $1,1 млрд внешнеторгового оборота. Уже ясно, что "фактором Венгрии" объяснить "дыру" в $3,5 млрд на российско-финской границе нельзя. К тому же, по логике финского таможенника, Россия должна была больше ввезти из Венгрии, чем Венгрия - вывезти в Россию, однако эти суммы совпадают. Пропавший экспорт финских телефонов не находится и в статистике других государств. Есть две страны, которые теоретически подходят под описание финского таможенника: Япония и Корея экспортируют товара в Россию на меньшую сумму, чем импортирует оттуда Россия. При этом крупная бытовая техника из Азии действительно ввозится в Россию через финскую границу.

Учет, допустим, корейского (плазменного) телевизора происходит так: корейская статистика считает его как экспорт в Финляндию, финская - как экспорт в Россию, а российская - как импорт из Кореи.

Получается, что импорт России из Кореи превышает экспорт из этой страны. Однако разница в цифрах - $1,95 млрд с Японией и $0,15млрд с Кореей - все равно значительно меньше, чем $3,5-миллиардное расхождение между российской и финской таможенной статистикой.

Если же просуммировать данные по всем торговым партнерам России, получится, что в страну в 2005 году было импортировано товаров почти на $130 млрд, но российская таможенная статистика зафиксировала импорт лишь на $98 млрд.

Отличиями в учете по стране происхождения "дыру" в $30 млрд никак не объяснить.

Разность в оценке объемов экспорта из ЕС в Россию может объясняться также различной оценкой стоимости товара, осторожно предполагает эксперт службы по связям со СМИ Евростата Луиза Корселли-Нордблад. Российские таможенники признают, что отчасти расхождение между данными связано с занижением таможенной стоимости товаров. Однако это не единственная причина, утверждаетруководитель пресс-службы ФТС Александр Смеляков. Как считают в службе, фактор занижения таможенной стоимости дает погрешность в 5-7% - то есть около $5-7 млрд из разницы в $30 млрд. Остальное приходится на челноков и перегонщиков, ввозящих в Россию подержанные автомобили. В управлении таможенной статистики "Бизнесу" разъяснили, что партии товаров стоимостью до $2000 (как раз операции мелких челноков) на российской границе не учитывают никак, тогда как китайские товарищи более дотошны - они учитывают поставки стоимостью от $400. Данные об импорте подержанных автомобилей, которые были оформлены по таможенным приходным ордерам, российской таможенной статистикой также не учитываются. По оценкам ФТС, это $1,6 млрд, а по данным PricewaterhouseCoopers, частными лицами в 2005 году было ввезено подержанных автомобилей на $4,1 млрд.

Бизнес 06.06.06