15.08.17

Куда едут яды

Ежегодно на территории страны "растворяются" тысячи опасных грузов.

Ежегодно на территорию России ввозится более 83 тысяч тонн опасных грузов. Без должного контроля они представляют реальную угрозу. Разберемся, почему.

Опасные - это взрывчатые вещества, пестициды, агрохимикаты, сжиженные газы, легковоспламеняющиеся вещества, яды, радиоактивные вещества. В процессе таможенного оформления они принимаются на склады временного хранения (СВХ) и могут задерживаться там на срок до четырех месяцев.

По данным статистики, в России функционирует сейчас не менее 750 таможенных складов временного хранения. Большинство из них находится в непосредственной близости к населенным пунктам и важным инфраструктурным объектам, что несет явные угрозы населению и окружающей среде. Тем более, что в последнее время участились случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате неправильного хранения опасных веществ.

На территории страны оказывается много опасного некачественного товара, который к тому же создает ценовую конкуренцию продукции отечественных производителей

Несмотря на всю серьезность проблемы, отрасль практически не регулируется, а именно, отсутствует адекватный фактический контроль на стадии импорта опасных веществ. Из-за отсутствия стыковки между законом "О промышленной безопасности" и законом "О таможенном регулировании" таможня контролировать этот процесс не может. У Ростехнадзора тоже не всегда есть возможность прийти в таможенные зоны и проверить, по всем ли правилам там хранятся опасные грузы.

В результате, на территории страны оказывается много опасного и некачественного товара, который, к тому же, еще и создает ценовую конкуренцию с качественными отечественными аналогами.

Усложняет ситуацию и тот факт, что отсутствует единая статистика по опасным грузам, поскольку затронуто сразу множество отраслей. Ведь опасные грузы это, по сути, химические средства, используемые в различных промышленных целях.

Для понимания масштаба проблемы: ежегодно в России регистрируется более 200 пестицидов и агрохимикатов, а используется более 10 тысяч. Объем импорта составляет ежегодно более 80 тысяч тонн - это 70 процентов всего рынка. При этом основной объем поступает из Китая.

По мнению российских токсикологов, при перемещении готовых форм пестицидов и агрохимикатов, при отсутствии даже выборочного лабораторного контроля в местах таможенного оформления, до 7 процентов препаратов содержат диоксин в разных дозах и формах присутствия. Диоксин представляет собой не что иное, как тотальный яд, обладающий беспороговым действием, потому что он даже в малых количествах поражает многие формы живой материи - начиная от простейших бактерий и заканчивая теплокровными живыми существами.

Большинство складов временного хранения опасных грузов находятся вблизи населенных пунктов и важных инфраструктурных объектов

Почему в этом контексте важно регулировать склады временного хранения? Как только товар попадает на территорию России, дальнейшую его судьбу отследить практически невозможно - недобросовестные компании, например, через фирмы-однодневки запутывают следы. Отслеживание товара на этапе таможенного оформления и приемки на склады временного хранения является наиболее эффективной мерой: любой импортируемый товар неизбежно проходит через склады временного хранения и проверка позволит осуществлять оперативный контроль, при этом не вмешиваться в процесс растаможивания, не усложнять его до абсурда.

Проблема привлекла внимание сразу нескольких ведомств: помимо Федеральной таможенной службы (ФТС) и Ростехнадзора, к обсуждению подключился и минпромторг и минсельхоз, и МВД, и ряд других федеральных ведомств. В рамках межведомственного заседания в Государственной Думе были разработаны конкретные предложения по решению проблемы - их направили в правительство РФ.

Если говорить о сути этих инициатив, то во-первых, предлагается определить перечень товаров согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), подпадающих под перечень опасных грузов, установленных ООН.

Следующий шаг должен заключается в организации взаимодействия таможенных и иных контрольных органов, с тем, чтобы они получали информацию о поступлении, нахождении, хранении опасных грузов по согласованным кодам ТНВЭД.

И наконец, всем заинтересованным ведомствам нужно создать рабочую группу для обсуждения целесообразности внесения изменений в соответствующие подзаконные акты, которые регламентировали бы требования к временным складам и наделили бы ФТС России полномочиями по их проверке.

70 процентов всего рынка пестицидов и агрохимикатов занимает импорт

Все эти меры позволят в ближайшем будущем создать эффективную систему контроля и избежать опасных инцидентов. Как следствие, запланированные изменения благотворно повлияют на экономику страны, будут способствовать импортозамещению в отрасли, повысят качество продуктов питания отечественного производства - важнейшей составляющей продовольственной безопасности России.

Российская газета