11.12.17

Курьерские службы записывают номер

ИНН получателей посылок из-за рубежа будут проверять пять компаний

Федеральная таможенная служба включила курьерские службы DHL Express, UPS, SPSR Express, DPD и Pony Express в эксперимент по проверке посылок из-за рубежа. Клиенты компаний должны будут предоставить свой ИНН, а также скриншот или ссылку на приобретенный товар для контроля его стоимости. У ряда операторов новые требования уже вызвали сложности с оформлением посылок, доставка которых может затянуться.

Федеральная таможенная служба (ФТС) составила перечень из пяти компаний, которые должны получать разрешение на сбор ИНН с получателей покупок из-за рубежа. Согласно распоряжению службы от 8 декабря (есть у “Ъ”), в него вошли АО «Армадилло Бизнес Посылка» (бренд DPD), АО «Фрейт Линк» (Pony Express), ООО «ДХЛ Экспресс» (DHL Express), ООО «СПСР-Экспресс» (SPSR Express) и ООО «Юнайтед Парсел Сервис (Рус)» (UPS). Остальные компании и «Почта России» продолжат оформление по прежней схеме.

Приказ руководителя ФТС Владимира Булавина, вводящий для транспортных экспедиционных компаний и курьерских служб обязательство по сбору ИНН с их клиентов—покупателей иностранных интернет-магазинов, подписан 24 ноября (см. “Ъ” от 6 декабря). ФТС планирует тестировать новый порядок с 7 декабря 2017-го до 1 июля 2018 года. «Представление ИНН необходимо для однозначной идентификации физического лица для целей учета стоимости и веса всех товаров, поступивших в адрес данного лица в течение календарного месяца. Это делается в целях снижения рисков ввоза товаров на подставных лиц»,— рассказывали “Ъ” в пресс-службе ФТС. На основе информации о весе и цене товара, а также сопоставлении паспортных данных и ИНН будет приниматься решение о требовании таможенной пошлины. Беспошлинный порог на покупки в иностранных интернет-магазинах ограничен €1 тыс. или 31 кг в месяц. Согласно плану, разработанному коллегией Евразийской экономической комиссии, с 1 января 2019 года лимит должен быть понижен до €500, а через год — до €200.

Вопрос предоставления ИНН и скриншотов с указанием цены товара покупателями интернет-магазинов обсуждался 28 ноября на совещании ФТС и Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП) и представителей 16 компаний, сообщали в ФТС. После этого SPSR, СДЭК, Boxberry, Pochtoy.com, Shipito и другие предупредили об этом клиентов. Но только DHL, UPS, Pony Express, SPSR и DPD будут собирать ИНН в рамках эксперимента ФТС, подтвердил “Ъ” топ-менеджер логистической компании. Эти курьерские компании — ключевые игроки в сегменте, они обслуживают популярные интернет-площадки, например AliExpress (SPSR) или Net-a-Porter и Farfetch (DHL), отметил собеседник.

Участники рынка уже начали сообщать о проблемах. «Тысячи посылок лежат на таможне и складах авиаперевозчиков без ИНН»,— заявил «РИА Новости» директор по развитию «Шиптор» Андрей Лямин. О скопившихся грузах и задержке при оформлении “Ъ” также сообщили менеджер одной из компаний, участвующих в эксперименте, и представитель DPD (контрагент «Шиптор»). «Нашу компанию включили в эксперимент 8 декабря вечером. 7 и 8 декабря таможенное оформление не производилось, оно возобновилось с субботы»,— пояснил начальник управления международных перевозок DPD в России Евгений Привалов. Проблемы есть с отправлениями, которые прибыли до 7 декабря: по ним не собраны ИНН и ссылки на описание товаров. Кроме того, часть интернет-магазинов не готова оперативно доработать свои программные средства для сбора новых данных. «По этим магазинам возможны задержки в оформлении»,— предупреждает господин Привалов.

Другие курьерские компании не заметили проблем. «Посылки, которые были отправлены до введения этих требований, должны быть все успешно доставлены. Застрявших, а тем более реэкспортных по этой причине в наших партиях нет»,— сообщили в компании Pochtoy.com. В DHL также не заметили сложностей. Для оформления посылок не нужно свидетельство о выдаче ИНН, а только сам номер; имея копию паспорта клиента, узнать закрепленный за ним ИНН на сайте ФНС — «дело техники», отметил вице-президент по операционной деятельности DHL Express Юрий Шевченко. Имеющиеся проблемы в оформлении посылок нельзя называть коллапсом, резюмирует президент АСЭП Владимир Саркисов. По его мнению, в течение недели «ситуация нормализуется».

Коммерсантъ