11.01.06

Квота или льгота

Областная растаможка сохранится до 1 июля 2006 года

Буквально две недели назад калининградских автомобилистов в прямом смысле лихорадило. Причина тому - неопределенность с областной растаможкой. Ходили упорные слухи об ее отмене с 1 января 2006 года. От этого настроение жителей российского эксклава назвать новогодним было никак нельзя. Особенно страдали те, кто собирался купить автомобиль, но тянули до последнего. Кстати, цены на авторынке перед праздниками взлетели, стоимость квоты на областную растаможку выросла в два раза. Находились люди, которые переплачивали, однако большинство автомобилистов в отмену льготной растаможки на область почему-то не верили. А основания, кстати, были.

Срок, предусмотренный постановлением правительства о квотировании ввоза в регион поддержанных иномарок, заканчивался 31 декабря 2005 года. Так что надежды на дешевые машины улетучивались с каждым днем. И хотя в кулуарах говорили, что целесообразнее отменить квоты, известно, что у некоторых членов российского правительства словосочетание "областная растаможка" вызывает, мягко говоря, раздражение, решено ее сохранить. По крайней мере, до 1 июля текущего года.

- Областная растаможка сохранится в первом полугодии 2006 года. Это точно. Что будет дальше, неизвестно, - рассказал "К-подробностям" председатель регионального движения автомобилистов России Сергей Боярских. -Кроме того, до сих пор не ясно, останется ли квотирование или же предусмотрят иной механизм ввоза иномарок в регион. Пока же, по мнению собеседника, вопросов больше, чем ответов. И отвечать на них чиновники местного правительства не спешат, держа население в неведении.

За несколько дней до Нового года корреспондент "К-подробностей" пыталась добиться комментария у министра экономики Феликса Лапина. Однако попытки не увенчались успехом. Итак, из возможных существует несколько версий развития ситуации.

Первое решение -оставить все, как было ранее. То есть несколько раз в год проводить аукционы по продаже квот. Правда, в таком случае сценарий известен заранее.

Как показала жизнь, трудно избежать коррупции со стороны аукционной комиссии. К тому же значительная часть денежных средств будет по-прежнему уходить в карманы крупных участников аукциона, фактически спекулирующих квотами.

Областная растаможка сегодня - дорогое удовольствие. Скупленные на последнем в прошлом году аукционе автомобильные квоты предприниматели реализовывали в среднем по две тысячи долларов. С учетом таможенных платежей областная растаможка иномарки обходилась в 2500 долларов, а то и выше, что в большинстве случаев превышает стоимость самого автомобиля. К примеру, "Фольксваген-Гольф-3" 1992-93 года в Германии можно приобрести за тысячу с лишним евро. Зато чтобы растаможить его на область и ездить по калининградским дорогам, придется выложить больше двух тысяч "зеленых".

- На сохранение квотирования, думаю, чиновники не пойдут. Это будет означать возвращение в прошлое. Наверняка, в Минэкономразвития проработают новый механизм, чтобы избежать спекуляции и взяточничества, - отметил Сергей Боярских.

В идеале видится такое решение. Учитывая, что никогда еще до конца не выбирался годовой лимит по ввозу автомобилей в янтарный край, а это около 15 тысяч штук, вполне целесообразно вообще отменить квотирование, установив лишь некоторую разумную плату за областную растаможку автомобиля. И взимать деньги на границе по факту ввоза иномарки.

- Лучше всего вернуться к варианту 1998 года. Тогда любое физическое лицо могло ввезти автомобиль и растаможить его, заплатив таможенный сбор. Он зависел от объема двигателя и других показателей и составлял в среднем 300-400 долларов. Покупатели авто и сегодня его уплачивают, только как дополнение к цене квоты (а это примерно 1500 долларов), - поясняете. Боярских. - Второй вариант -ввести, например, ограничения на ввоз автомобилей в регион, скажем, каждый житель региона вправе завезти в область одну или две машины в год.

Как на самом деле будут развиваться события, покажет время. Однако ясно одно: в скором времени такое понятие, как областная растаможка, и вовсе исчезнет. Так что тем калининградцам, чьи до-ходы не слишком значительны, .стоит поторопиться. У них осталось меньше шести месяцев, чтобы приобрести добротную иномарку за сходную цену. И может быть, в последний раз.

Напомним историю вопроса. Семь лет назад автомобильные квоты выкупались по 100 долларов и перепродавались населению максимум по 400. Сегодня, когда областная растаможка - дорогое удовольствие, в это верится с трудом. Постепенно цены выросли до 800 "американских рублей", а в 2003 году стоимость квоты перевалила за тысячу "зеленых". Связано это, прежде всего, с образованием монополии на продажу квот. Именно три года назад аукционная комиссия выставила на торги большие лоты, неподъемные для большинства игроков, и началась откровенная спекуляция. Переломить ситуацию не удавалось на протяжении последних двух лет. Крупные игроки откровенно срывали аукцион (назначали нереально высокие цены за лот, а потом попросту его не выкупали, заставляя аукционную комиссию играть по своим правилам и держа авторынок под собственным контролем). Пожалуй, не известно, как долго это могло продолжаться, если бы не "сладкая" взятка тогдашнему председателю аукционной комиссии Савве Леонову (напомним, что Леонову в коробке из-под торта принесли 150 тысяч долларов) . После этого под свой контроль ситуацию пытались взять чиновники Минэкономразвития, наведываясь в область с проверками и проводя совещания. Глава этого ведомства Герман Греф и вовсе заявил, что намерен прекратить спекуляцию и взяточничество путем отмены льгот на областную растаможку. От слов к делу. С приходом нового губернатора Георгия Бооса в жизни региона начались перемены.

Каскад (Калининград)11.01.06