31.03.05

Квоты: Кто наступил на те же грабли?

На мясном рынке страны спокойствия не наблюдается: многие импортеры мяса остались недовольны процессом распределения и реализации квот в 2004 году. Поздние сроки проведения мясного аукциона, вынужденное переоформление лицензий, проблемы с квотируемым товаром на таможне в конце декабря - все это стало причиной значительных потерь для компаний, так и не успевших реализовать полученные от государства квоты. Другим участникам рынка повезло больше: мясо они завезли, квоты реализовали, и сейчас подсчитывают не убытки, а прибыли.

Квотирование импорта говядины, свинины и мяса птицы будет действовать как минимум до 2009 года. По словам представителей Минсельхоза и Минэкономразвития, это необходимо для восстановления позиций российского производителя этой продукции на внутреннем рынке. Но что нужно сделать чиновникам, чтобы избежать недоразумений с импортерами в ближайшие четыре года? Своими предложениями по усовершенствованию механизма квотирования и лицензирования российские компании-импортеры поделились с редакцией Мясо.com , которая попыталась разобраться в ситуации, сложившейся с ввозом мяса в прошлом году.

Надо планировать свой бизнес!

Представитель компании КРОМЭКСПО-Н

БшЮСправка: ОOO КРОМЭКСПО-Н успешно работает в мясном бизнесе с 1997 года, и на сегодняшний день является одним из крупнейших импортеров мясосырья в РФ. Партнеры компании - ведущие мясокомбинаты Москвы и Московской области. География поставщиков КРОМЭКСПО-Н обширна: это известные производители Европы, Северной и Южной Америки, Китая, Австралии.

90% нашего рынка это мясокомбинаты Москвы: Кампомос , Таганка , Останкино , Микоян . Мы знаем их потребности на год, ежемесячно согласовываем объемы поставки, исходя из этого - осуществляем свою закупку. Дефицита и перебоев с товаром для наших клиентов стараемся не допускать.

Первый год действия квот на импорт мясосырья был самым тяжелым, но уже в 2004 году бизнес более менее выстроился. По крайней мере, в нашей компании так остро уже не вставала проблема срочного использования квот ради таможенной статистики, ведь у нас был опыт 2003 года. Как известно, второй раз на одни грабли не наступают, и в 2004 году появилась возможность планирования бизнеса. К приходу товара в 2005 году первые закупки и отгрузки товара из Бразилии осуществлялись в декабре 2004 года, и на сегодняшний день мясосырье уже находится на складах мясоперерабатывающих предприятий наших партнеров. Но хотелось бы, чтобы в этом году аукцион провели не позднее сентября месяца, чтобы не было паники, вызываемой нехваткой времени отоварить приобретенные квоты.

В связи с введением квот на импортное мясосырье цены на внутреннем рынке выросли, и это, конечно, неприятно для потребителей, однако хорошо для производителя. В 2004 году в России появился новый класс старый заготовитель , который финансирует фермера через корма, получая в обмен скот. Начиная с 2003 года значительно увеличилось производство баранины, несмотря на то, что это мясо не квотируется. Просто исторически сложилось так, что заготовительные конторы существовали только на юге России. Теперь Потребсоюз активно работает и по свинине и по говядине.

Существует еще одна проблема, о которой у нас не принято говорить Ведь у нас нет контрабанды. Свинина из Китая через Дальний Восток, бразильская свинина и птица, индийское мясо буйвола через дружественные республики бывшего Советского Союза поступают на внутренний рынок. В ноябре во Франкфурте были задержаны 100 контейнеров мяса буйвола из Индии, адресованные в Россию. Остановлены они были в Германии, а не в России. Об этом знает каждый крупный импортер мяса, но, увы, у нас нет контрабанды.

Не надо разделять квоты на подкатегории!

Карен Авакумян - Генеральный директор компании Элита-Фудс

Справка: OOO Элита-Фудс , специализирующаяся на оптовой торговле мясопродуктами, работает на столичном рынке с 1997 года. Основные клиенты компании - мясокомбинаты и торговые рынки г. Москвы. В ее распоряжении склады на десяти столичных хладокомбинатах.

У нашей компании никаких трудностей, связанных с получением лицензий и реализацией квот в прошлом году, не было. В аукционе мы не участвовали. Не было проблем и на таможне при поставках мяса в Россию в конце декабря. Единственные сложности у нас возникли осенью, когда в связи с закрытием Бразилии невозможно было отгрузить товар. Тем не менее, механизм квотирования, на мой взгляд, далек от совершенства. Например, нам было бы намного проще работать, если бы распределяемые квоты при получении лицензий не разделялись бы на подкатегории. Сейчас, когда вместо одного отруба компания по каким-либо причинам хочет купить другой, ей приходится менять лицензии, а на процесс переоформления может уйти больше двух месяцев. Вот если бы нам давали квоту, скажем, на свинину из Бразилии вообще, мороки было бы гораздо меньше: какой именно свиной отруб привезет оттуда наша компания - это уже наши проблемы.

Почему нельзя было распределить квоты раньше?

Анна Полховская Менеджер по импорту компании Атлантида

Справка: ООО Атлантида - одна из ведущих компаний на рынке мяса и мясопродуктов Санкт-Петербурга и Северо-запада России. Основное направление деятельности компании - оптовая торговля замороженными мясопродуктами, ассортиментный ряд которых включает в себя более 30 различных наименований. Поставщиками ООО Атлантида являются ведущие трейдеры и производители Европы, США, Бразилии, Китая, Канады, Австралии. Сбытовая стратегия компании ориентирована на крупно и мелкооптовые фирмы; предприятия промышленной переработки мяса; базы и склады; предприятия розничной торговли.

Как и многие российские предприятия, чья деятельность связана с торговлей мясной продукцией, наша компания осталась недовольна принципами распределения и реализации квот в 2004 году. Мы не успели реализовать более половины наших квот на европейскую говядину и птицу, что было связано с высоким уровнем цен и неблагоприятной обстановкой на этом рынке в Европе. А из-за того, что действие квот распространяется на текущий календарный год, в конце декабря в Европе скопилось огромное количество контейнеров с квотируемыми товарами. Увы, линии не в состоянии обработать такой объем грузов, и транзитное время доставки груза увеличилось раза в полтора. Многие контейнеры так и не были доставлены до конца прошлого года и в настоящий момент находятся в порту Санкт-Петербурга без возможности проведения таможенной очистки груза. Стоимость хранения контейнера в порту в среднем составляет около 150 долларов в день, и компании, чьи грузы по вине линий не успели прибыть в декабре, обязаны будут заплатить по 4000-5000 долларов за их хранение в порту. Квоты на 2005 год должны быть распределены до конца января, но почему нельзя сделать это раньше?

На таможне проблем не было лишь потому, что мы заранее планировали свои поставки.

Александр Стоклицкий - Генеральный директор компании Продовольственная Программа

Справка: В начале своей работы, в 1995 году, компания Продовольственная Программа импортировала широкий спектр продуктов питания. Финансовый кризис 1998 года внес свои коррективы, и в организации было решено сосредоточить усилия на поставках зарубежного мясного сырья для российских переработчиков. В настоящее время Продовольственная Программа поставляет на отечественный рынок мясо, как из дальнего, так и из ближнего зарубежья.

Трудности, возникшие у участников рынка с реализацией квот, были вполне прогнозируемы. Виной тому - пресловутый страновой принцип и поздние сроки проведения аукциона. В результате многие компании, которые купили у государства квоты, так и не успели завезти свой товар. И хотя мы на аукционе присутствовали только как сторонние наблюдатели, я считаю его важным для отечественной мясной отрасли. Но все же проводить его надо не позднее июня.

Главная же проблема прошлого года, на мой взгляд, заключалась в том, что компании, имеющие на руках лицензии, но не обладающие, тем не менее, достаточным финансовым ресурсом для обеспечения этих лицензий, постарались ввезти как можно больше товара в ноябре, чтобы успеть заранее закрыть год и избежать возможных проблем вроде заморозков, отсутствия транспорта и т.п. В итоге у всех закончились деньги, и это вызвало лавинообразное падение цен на рынке.

К счастью, наша компания успела реализовать большую часть лицензий до конца 2004 года. Исходя из конъюнктуры рынка, мы приняли решение, что часть квот использовать не будем. И на таможне под Новый год у нас не было проблем лишь потому, что мы заранее планировали все свои поставки.

Что касается усовершенствования механизма квотирования, наше единственное пожелание квоты на следующий год должны быть известны уже в октябре-ноябре текущего года. Чтобы те же импортеры могли грамотно планировать свою работу и не кидаться во все тяжкие из-за хаотичности и неизвестности. Ведь чем раньше будут известны данные на следующий год, тем стабильнее будет рынок - меньше потрясений для конечного потребителя. А вот срок действия лицензий лучше оставить таким, какой он есть. Иначе, какой смысл вводить квотирование, чтобы потом давать всевозможные отсрочки по сроку исполнения?

Мы получили право на ввоз мясопродукции, а не право на то, чтобы просто заплатить деньги государству.

Иван Кара - Генеральный директор компании Концерн ГазРезерв

Справка: ООО Концерн ГазРезерв , как управляющая компания торгово-промышленного холдинга, была учреждена в 2002 году. За несколько лет холдинг стал одним из крупнейших импортеров мяса в Россию, запустил проекты по переработке мяса (колбасное производство), приобрел в собственность автотранспортное предприятие, парк рефрижераторов Мерседес и начал строительство хладокомбината мощностью 20 000 тонн.

Как могла компания, купив 10 тысяч тонн квот на аукционе в сентябре, и исполнив все полагающиеся обязательства, получить на следующий год только 4 тысячи тонн? Увы, сотрудники Минэкономразвития не справились даже с задачей для первоклассников, приняв ошибочную формулу распределения квот по историческому принципу. И в результате, согласно этой формуле, наша компания, заплатившая государству 2 млн. евро на бирже, потеряла 6 тысяч тонн квот. Аукцион по продаже квот на импорт мяса вместо 2-го квартала (как указано в Постановлении) был проведен в 4-м квартале, что послужило причиной проблем, переходящих на 2005 год.

Все эти факторы не могли не подорвать доверие участников внешнеэкономической деятельности к аукциону, квотам, лицензиям и этому направлению вообще. Что самое удивительное, наука впрок не идет. В ходе долгих препирательств МЭРТ обязался-таки выдать первые лицензии на 2005 год уже в декабре. Но на дворе конец января, а воз и ныне там. Таким путем Министерство экономического развития добьется только одного - дефицита на рынке, а вследствие этого подорожания мясосырья для комбинатов и конечной продукции для потребителей.

На мой взгляд, квоты, купленные на бирже, должны действовать в течение года, а не до 31 декабря, притом, что аукцион был проведен в октябре. Если мне кто-то докажет, что, купив право на лицензию 17 октября и потратив еще две недели на получение этой самой лицензии, можно успеть ввезти товар, тогда я буду считать, что мы просто не умеем работать. Но пока я придерживаюсь другого мнения и считаю, что наша фирма вправе требовать через суд либо возвращения денег, потраченных на бирже, либо продления лицензий, как в прошлом году это сделала компания Рубеж , не успевшая ввезти свой товар в Россию. Она доказал свою правоту в трех инстанциях и получила право на продление лицензии.

Но зачем создавать проблемы на ровном месте, чтобы потом успешно их решать через суд? Мы же получили право на ввоз мясопродукции, а не право на то, чтобы просто заплатить денег государству. Право на просто заплатить есть только у налоговой - там мы и платим.

Это вина не МЭРТ, а транспортных компаний.

Ольга Антикян менеджер по закупкам компании Вейл

Справка: ООО Вейл работает на российском продовольственном рынке с 1998 года. Компания была образована как представительство Вейл Вис Продактс - крупнейшей в Голландии говяжьей бойни. Поначалу фирма продавала продукцию только своего голландского партнера, но с течением времени расширила специализацию и географию закупок. Сегодня поставщиками ООО Вейл являются ведущие производители Европы, Голландии, Бразилии. Основное направление деятельности компании оптовая торговля говядиной и свининой.

Думаю, что процедура распределения квот на мясо нуждается в корректировке. Ведь очень неудобно работать, когда сначала публикуются одни данные, и мы оформляем лицензии в соответствие с ними, а потом другие, и старые лицензии приходиться аннулировать, чтобы оформить новые. Весь этот процесс занимает много времени, начинаются задержки с таможенным оформлением, и, главное, - нам приходится платить двойную цену. Часть лицензий мы успели-таки реализовать, часть - вынуждены были подать по предварительным декларациям и выпустить груз уже в январе. К счастью, в конце 2004 года было принято соответствующее решение о том, что товар импортерам можно подавать по предварительным декларациям. Этим и воспользовалось большинство компаний.

При этом мы не принимали участия в аукционе. У нас было достаточно и своих квот. Для тех же, кто покупал квоты у государства, это было по большей части стратегическим решением: они не приносили прибыли в этом году, но зато гарантировали дополнительные квоты на следующий год. К тому же цена на аукционные квоты была слишком высока, чтобы завезенный по ним товар предполагал какую-то существенную выгоду.

Может быть, это и разумно, что лицензии действуют до конца года. А проблемы, возникающие на таможне под Новый год, когда все торопятся отоварить свои квоты, - это скорее вина не МЭРТ, а транспортных компаний и предприятий, которые не успели обо всем позаботиться заранее. Конечно, это утверждение не касается аукционных квот: позаботиться заранее о них было просто физически невозможно, ведь продавали квоты в октябре, а это слишком поздно. Наверняка имеет смысл проводить аукционы на несколько месяцев раньше.

В остальном разумнее - попросту вникать в положение дел и в зависимости от сложившейся ситуации либо принимать решение о продлении лицензий, либо не принимать его, как это и было сделано в позапрошлом году, когда разрешили предварительное декларирование. По моему мнению, государству нужно делать что-то одно: или разрешать декларирование, или продлевать лицензии в конце года, если предприятиям это действительно необходимо.

Чиновники не должны указывать, где и в какой стране нам покупать мясо.

Константин Телегин - коммерческий директор холдинга Продуктовый мир

Справка: Сотрудники холдинга Продуктовый мир работают на мясном рынке более пяти лет. Ведущее направление деятельности компании - оптовая торговля свининой, говядиной и мясом птицы (ассортимент включат в себя более 50 наименований). Основными поставщиками холдинга являются трейдеры Бразилии, США, Китая.
Когда нас не устраивала конъюнктура рынка, мы вынуждены были менять страну и, соответственно, переоформлять лицензии. В этой ситуации, конечно, возникал ряд технических трудностей. Тем не менее, наша компания не испытывала каких-то глобальных сложностей с квотированием в прошлом году: все квоты, приобретенные на аукционе, мы реализовали, а товар завезти успели.

Да, у нас были проблемы с таможней, но, думаю, что это произошло скорее по вине линий, а не по вине Минэкономразвития. К тому же эту ситуацию мы предусмотрели: собрались всем коллективом и поехали в Санкт-Петербург растамаживать товар. С трудом, но до 31 декабря мы реализовали все наши лицензии.

Однако, так называемый страновой принцип, по которому разбита мясная квота, кажется мне нецелесообразным. Мы свободные коммерсанты, и считаем, что чиновники не должны указывать, где и в какой стране нам покупать мясо. Во-первых, это сужает наши возможности. Во-вторых, это дает право тем странам, на которые падает выбор государства, повышать цены на мясосырье, что в конечном итоге невыгодно российскому покупателю.

Надеюсь, что страновой принцип распределения квот будет когда-нибудь пересмотрен Правительством РФ, а в остальном же - нареканий к механизму квотирования у нас нет.

Вопреки логике и здравому смыслу.

Александр Анатольевич Семенов - заместитель Генерального Директора Торгово-промышленной группы Диета-18

Справка: ЗАО Диета-18 , основанное в 1993 году на базе магазина 18, в настоящее время является владельцем сети широкопрофильных магазинов и мясоперерабатывающего производства. Оптовое подразделение компании один из крупнейших оптовых продавцов мяса и мясопродуктов на рынке Санкт-Петербурга. Диета-18 сотрудничает с большинством крупных универсамов, магазинов, ресторанов и мясоперерабатывающих предприятий города. Довольно широко развита региональная сеть сбыта. Наличие собственного автопарка, насчитывающего 50 грузовых машин, оснащённые для перевозки мясопродуктов, позволяет обеспечить своевременную доставку товаров. Компания широко известна среди западных экспортёров и имеет хорошую репутацию.

Распределение квот в 2004 году вызвало у импортеров мяса много вопросов и самый основной из них способ распределения. Руководители страны всех рангов декларировали исторический принцип распределения, но на деле получилось как всегда . Могу говорить только за свою компанию, которой, вопреки логике и здравому смыслу, при распределении объемов свинины досталось 2/3 от общего объема импорта компанией свинины в 2003 году. Проверить правильность и обоснованность распределения невозможно, а значит, невозможно и отстаивать свои права компании-получателя. Способ распределения квот с учетом странового принципа строго засекречен: при обращении в Минэкономразвития нам разъяснили, что все сделано правильно и в соответствии с постановлениями Правительства РФ и данными ГТК (ныне ФТС). Какие данные представляет таможенная служба в МЭРТ тоже большой секрет.

Некоторые трудности возникают и из-за сроков опубликования списков компаний-получателей. Как известно, в 2004 году эти списки при первичном размещении в Интернет отзывались и впоследствии менялись несколько раз, что вносило неопределенность в работу по оформлению лицензий и дальнейшее планирование заказов.

Как и предполагалось ранее, наша компания участвовала в осеннем аукционе и приобрела желаемое количество квот. Порадовал тот факт, что после прошлогоднего аналогичного мероприятия были учтены пожелания импортеров, и в этот раз аукцион проводился по классической схеме. Несмотря на продолжавшийся запрет на ввоз мясосырья из Бразилии - а следует признать, что львиная доля аукционных квот предназначалась, главным образом, под мясо происхождением из этой страны в Российскую Федерацию удалось завезти весь планируемый товар. Хотя сроки поставки и балансировали, что называется, на грани, - в силу своей зависимости от расписания судоходных линий и метеоусловий.

Кроме того, сразу после проведения осеннего аукциона стабильный рост продажных цен на мясо на внешних рынках в 2004 году был подстегнут увеличившимся спросом со стороны российских компаний. Когда 20 сентября Бразилию закрыли, мясные компании вынуждены были переориентировать свои запросы (ведь ни для кого не секрет, что предаукционные ожидания практически всех участников торгов связывались с возможностью импорта именно из этой страны) на европейское мясо оно дорогое, но при этом масштабы производства в Европе проигрывают в сравнении с южноамериканскими. Приходилось ждать производства требуемого количества мясопродукции, что тоже переносило приход товара на более поздние сроки.

Но, несмотря ни на что, вследствие грамотного планирования процесса закупок мы успели реализовать все свои лицензии. Все квоты выкуплены, за исключением свинины и птицы из Парагвая, и объяснение этому следующее: единственный завод по свинине здесь был аттестован только в конце ноября, в то время как доставка из Парагвая в Россию составляет 6 недель.

По прошествии года можно сделать следующие предложения:

- постановления Правительства РФ о регулировании импорта говядины, свинины и птицы на следующий календарный год, следует принимать не позднее ноября (но никак не 30 декабря, как это было в 2004 году);

- проводить аукцион в установленные постановлением Правительства РФ сроки (а не в октябре вместо апреля, как произошло в прошлом году);

- сроки окончания действия лицензий должны быть одинаковыми для всех импортеров без исключения;

- страновой принцип распределения следует отменить как не соответствующий задачам квотирования;

- стоит отказаться от разделения говядины на охлажденную и замороженную, поскольку агрегатное состояние мяса не может быть предметом квотирования.

И последнее: основные трудности в прошедшем году были связаны со сроками получения ветеринарных разрешений на ввоз товара, которые явно не соответствуют динамичному изменению мирового рынка мяса.

Журнал Мясо.сом