28.08.08

Л. Шорников: "Мы сегодня ориентируемся на добросовестный бизнес"

Интервью с заместителем руководителя Федеральной таможенной службы Леонидом Шорниковым

Федеральная таможенная служба (ФТС России) готовится жест­ко пресекать практику ввоза нелегальных партий товаров в Россию. В настоящее время российская таможня организовала информационный обмен с таможенными службами Китая и Турции. Кроме того, вскоре в России может произойти сокращение пунктов пропуска на таможенных границах. Появятся крупные специализированные пункты, оснащенные по последнему слову техники для контроля перемещения конкретных видов товаров. Подробности корреспонденту РБК daily МАРИНЕ СЕЛИНОЙ рассказал заместитель руководителя ФТС ЛЕОНИД ШОРНИКОВ.

— Таможенная статистика неустанно фиксирует рост внешнеторгового оборота. Идут разговоры, что таможня уже не в состоянии справиться с постоянно увеличивающимися импортопотоками. Вы с этим согласны?

— Действительно, рост внешнеторгового оборота является серьез­ной нагрузкой на таможенные органы. Но мы это прогнозировали давно, готовились заранее и сейчас продолжаем внедрять новые технологические схемы, формы электронного декларирования товаров, системы предварительного информирования таможенных органов. Это позволяет перераспределять нагрузку, ложащуюся на личный состав, и высвобождать время для осуществления контроля.

— Тем не менее об исчезновении длинных пробок на границах в пунктах пропуска пока говорить не приходится...

— Да, очередями весь прошлый год лихорадило границу, в этом тоже сохранялась напряженность. С 1 июля в автомобильном пункте пропуска «Бурачки» на российско-латвийской границе начат эксперимент по увеличению пропускной способности автомобилей. Новая схема позволяет всем контрольным органам работать по принципу «одна остановка — одно окно». Начальник таможенного поста — координатор: ему в организационном и административном плане подчинены все контрольные органы, кроме пограничников. Участь перевозчика облегчена. Если раньше он приезжал и метался в пунктах пропуска, пытаясь понять, к каким контрольным органам и в какой очередности обратиться, то сегодня он идет в одно помещение, где в оперзале открыто 12 окон, принимающих документы. Документы без участия перевозчика поэтапно проходят фитосанитарный, ветеринарный, транспортный контроль. Если раньше за смену оформляли 380 автомобилей, то сегодня — уже 460—470, и это при том, что пункт «Бурачки» по своей проходимости изначально был рассчитан максимум на 170 автомобилей в сутки.

— А как вам идея пропускать машины без контроля, если в пункте пропуска возникли проблемы технического, кадрового и иного характера не по вине бизнеса? Ее сейчас рассматривают в Госдуме в рамках экспертного совета по изменению таможенного кодекса.

— Сегодня нет пробок на границе, возникающих именно по вине таможенных органов. Речь идет о взаимодействии в работе всех контрольных органов. Бывают даже такие абсурдные ситуации, когда водители, проехав несколько стран, въезжают на границу России без водительского удостоверения. Куда же они дальше поедут? Кроме того, многие пункты пропуска в начале 1990-х годов экстренно создавались по временной схеме. Они не были предназначены для перемещения такого количества транспортных средств. Никто не думал о дорогах, подъездных путях. Например, на казахской, монгольской границах пункты пропуска вообще не оборудованы. Временная схема — это навес, в лучшем случае вагончик.

— Помимо отдельных экспериментов у ФТС есть какие-то предложения по ускорению таможенного оформления в целом?

— Да, в первую очередь это сокращение пунктов пропуска. Не надо нам сегодня 422 пункта пропуска по всей России. С учетом транспортных потоков и товарооборота надо рассчитать необходимое количество пунктов пропуска и часть из них сделать специализированными. Например, если пункт пропуска предназначен для перемещения мясопродукции, он должен быть соответственно оборудован холодильниками, боксами с температурным режимом, лабораториями. Это связано также с требованиями радиационного контроля и контроля товаров.

— Поддерживает ли ФТС идею законодателей о введении института уполномоченных грузополучателей?

— Да. Естественно, что приграничные склады, терминалы не охватят всего спектра внешнеэкономической деятельности на сегодняшний день. Нельзя охватить стопроцентным контролем мощные предприятия, имеющие круглосуточный режим работы и громаднейшие обороты. И нужно ли это? Мы сегодня ориентируемся на добросовестный бизнес и даем этим предприятиям право применять упрощенные процедуры. В дальнейшем предприятия, которым мы доверяем, в первую очередь получат статус уполномоченных грузополучателей.

— С какими наиболее острыми проблемами таможенникам сегодня приходится бороться?

— Например, расхождение в статистике, когда мы сравниваем товарообороты разных стран. В последнее время благодаря нашей работе эти показатели «серого» импорта значительно снижаются. Но часть проблем остается, прежде всего недостоверное заявление сведений о товарах и занижение таможенной стоимости. Чтобы уйти от этого, ФТС работает с таможенными службами сопредельных государств в рамках взаимного обмена информацией о выпущенных товарах, развития совместных форм контроля. В настоящее время есть значительные расхождения в статистике с Китаем и Турцией. При этом появились новые формы обмана государства. Например, товарные партии раз­биваются на грузы, допустимые для перевоза физиче­ским лицом. То есть китайский или турецкий предприниматель заявил и оформил груз на экспорт. А наш предприниматель, чтобы не платить пошлины и налоги, организует работу уже по-другому. Товары перемещаются через границу нанятыми людьми, а потом в России снова формируется товарная партия, которая не учитывается статистикой. Сейчас как раз мы ищем формы взаимоотношений с китайскими и турецкими таможенниками, чтобы исключить подобную схему перемещения товаров. У нас работает три профиля риска в отношении турецких товаров. Ежедневно задерживается большое количество товаров, взыскиваются громаднейшие платежи. Например, корректировка таможенной стоимости может составить около 5 млн руб. за пару суток. Только в первом полугодии текущего года наша таможня возбудила 41 уголовное дело и 348 дел об административных правонарушениях в связи с незаконным перемещением товаров из Турции.

— Означает ли это, что не­легально ввезенных товаров из Китая и Турции в России вскоре не будет?

— Могу привести в пример авиарейсы из Турции. На прошедшей неделе в Шереметьево 130 прилетевших из Стамбула пассажиров отказались проходить таможенный контроль и сдали багаж на склад временного хранения — до сегодняшнего дня он не оформлен. В Домодедово невостребованным осталось 6 т багажа после одного стамбульского рейса, во Внуково еще тонну товара бросили. А ведь пассажирам всего лишь предлагали пройти таможенный контроль — и это вызвало такую реакцию! С турецким товаром возникает, пожалуй, больше всего проблем. Мы это не ставим в вину турецкой стороне, просто наш бизнес до сих пор не может перестроиться, не понимает, что время «серых» схем ушло. Есть такая информация, что предприниматели закупленный товар не вывозят и ждут, когда наступит «другое время» или планируют перемещать товар транзитом через другие государства. Но в этом отношении у нас громаднейший опыт, поэтому заведомо такие попытки даже не надо предпринимать. ФТС предложила турецким коллегам применять упрощенный порядок перемещения товаров в Россию для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности. Этот порядок основан на том, что турецкая сторона будет предоставлять заверенную предварительную информацию о перемещаемых товарах на таможенную территорию России на бумажных и электронных носителях. Нами был предложен проект, касающийся оформления товаров народного потребления, перемещаемого воздушным транспортом. Сейчас мы обсуждаем с турецкими коллегами этот проект.

ИА РБК Санкт-Петербург; 28.08.2008