20.11.09

Латвийская железная дорога заставляет привлекать грузы вслепую

Стивидорные компании, экспедиторы и частные перевозчики не могут планировать свою деятельность на 2010 год. Причина — отсутствие конкретных ставок тарифов на перевозки и услуги железной дороги.

Таким образом, в очередной раз повторяется привычный сценарий, когда клиенты железной дороги получают договоры от дочерней компании ГАО LDz — LDz Cargo, всего за несколько дней до начала следующего года, говорится в сообщении Балтийской ассоциации транспорта и логистики.

Так, например, в прошлом году, договоры с конкретными ставками Латвийской железной дороги на 2009-й начали поступать к клиентам в коротком промежутке между рождественскими и новогодними праздниками.

На протяжении последних лет клиенты LDz Cargo регулярно обращаются к руководству компании с просьбой предоставить проект тарифов на следующий год своим клиентам по крайней мере в сентябре. Таким образом клиенты могли бы получить время, необходимое для информирования своих иностранных партнеров, — грузовладельцев и грузоотправителей, стратегических инвесторов, а также успеть провести переговоры об объемах экспорта груза через латвийские порты и запланировать свою деятельность.

Однако в связи с невозможностью предсказать конкретные ставки на провоз грузов в направлении латвийских портов латвийским компаниям приходится вести со своими иностранными партнерами переговоры, что называется, вслепую.

Более того, практика заключения договоров с LDz Cargo в последний момент не позволяет компаниям заранее планировать свою деятельность или каким-либо образом опротестовывать ставки на провоз грузов. Предприятия вынуждены нести потери, если им не удастся угадать готовящиеся железной дорогой изменения в оплате транспортировки грузов или сопутствующих услуг.

Кроме того, практика раскрытия платы на провоз грузов на следующий год в последний день негативно сказывается и на инвестиционном климате отрасли, поскольку невозможность достоверного планирования грузопотока хотя бы на будущий год отрицательно влияет на привлечение инвесторов в новые проекты из-за трудности расчета рентабельности проекта в отрасли.

КОММЕНТАРИЙ

Угис МАГОНИС, председатель правления Латвийской железной дороги.

— Почему вы скрываете от клиентов свои тарифы?

— На протяжении последних двух недель мы ведем разъяснительную работу с предпринимателями, с некоторыми крупными клиентами уже даже заключаются долгосрочные договоры. Тарифная политика у нас давно уже разработана. Мы даже готовим пресс-релиз о том, что в этом направлении у нас все хорошо.

— Клиенты LDz Cargo регулярно обращаются к руководству компании с просьбой предоставлять проект тарифов хотя бы в сентябре. Сейчас середина ноября...

— Общий тариф складывается из платы за использование инфраструктуры и других составляющих. Что касается последних, то их можно еще как-то прогнозировать. В свою очередь тарифы на использование инфраструктуры государственный Регулятор общественных услуг устанавливает только в декабре. Поэтому предоставлять предпринимателям тарифы еще в начале осени, не зная решения Регулятора, — это большой риск.

— Получается, что в этом году вы решили все-таки рискнуть?

— В этом году мы не стали дожидаться решения Регулятора, так как не ждем существенного увеличения тарифов. Впрочем, один фактор может сыграть свою роль — если будем меньше возить, то ставки вырастут.

— По вашим прогнозам, возить будут меньше?

— По сравнению с прогнозом Регулятора на этот год общий объем перевозок в километро-тоннах у нас получается существенно меньше.


Телеграф; 20.11.09