28.07.08

Латвийские рекорды

Реструктуризация LDz принесла весомые дивиденды

Сегодня на рынке грузовых перевозок среди магистралей стран Балтии LDz (Латвийская железная дорога) имеет лидирующие позиции, заняв более 40% этого рынка.

Год назад завершился важный этап реформы LDz – реструктуризация государственной компании.

Она превратилась в холдинг, объединяющий семь специализированных дочерних предприятий. Перевозка грузов, например, полностью перешла к LDz Cargo. Все договоры на грузовые перевозки были перезаключены в сжатые сроки без изменений и полностью выполнены в 2007 году. При этом нетто-оборот составил 262,5 млн латов ($577 млн), а прибыль концерна вообще оказалась рекордной – 28,29 млн латов (около $60 млн). По сравнению с 2006 годом она увеличилась в 10 раз! А ведь совсем недавно, в 2005 году, прибыль дороги составляла менее полумиллиона латов, и фактически компания находилась у порога неплатёжеспособности. За год железнодорожники перевезли 52,2 млн тонн различных грузов, причём 44,1 млн тонн составили транзитные перевозки.

Реформа транспортной отрасли в республике началась в конце 90-х. Её последний этап проходил после вступления Латвии в ЕС и полностью соответствовал его директивам. Министр сообщения Айнарс Шлесерс заявил журналистам, что рекордная прибыль достигнута благодаря успешному завершению реорганизации LDz, в результате которой достигнут эффект прозрачности предприятия, отделены друг от друга перевозки грузов и пассажиров.

Председатель правления холдинга Угис Магонис, в свою очередь, объясняет многократный рост прибыли увеличением грузоперевозок и сокращением расходов. По его словам, LDz выполнила основные требования Евросоюза. Полностью либерализован рынок железнодорожных перевозок, разработаны новые планы стратегического развития и бизнеса. Реформа способствовала повышению конкурентоспособности магистрали. Но она продолжится и далее – для совершенствования деятельности концерна в финансовой, структурной, юридической и других областях.

Крупнейшим партнёром LDz по-прежнему является ОАО «Российские железные дороги». Мы продаём услуги своей железной дороги, главным образом, владельцам грузов из-за границы, в первую очередь российским, – заявил «Гудку» Айнарс Шлесерс. – Железная дорога не только зарабатывает сама, но и всячески помогает латвийским портам. В этом году они демонстрируют уверенный рост оборота. При этом из 65 млн тонн грузов, обработанных в наших портах, 55 млн перевезено по железной дороге».

Реструктуризация компании позволила LDz Cargo вплотную заняться логистикой. В итоге укрепились старые связи с грузоотправителями и появились новые, обозначился выход на перспективные рынки и направления. Министр сообщения подчеркнул, что ключ к успеху лежит в модернизации инфраструктуры магистрали и её подвижного состава, в закупке новых локомотивов и вагонов, а также в оптимизации рабочего процесса. В свою очередь, оптимизация производства и увеличение производительности труда потребовали сокращения штатов.

За два года количество работников на предприятии уменьшилось на 1000 человек – с 14,6 тыс. до 13,6. Только эта мера дала возможность сэкономить почти $20 млн. Но процесс этот требует особой чуткости и внимания со стороны работодателя и профсоюза. Важно помочь людям обрести новое место работы. Такая политика приносит свои плоды. Ещё недавно средняя зарплата в LDz составляла 240 – 250 латов, а сегодня, если верить руководству холдинга и профсоюза, она составляет 600 – 650 латов.

– Я высоко оцениваю объём полученной концерном прибыли, – подчеркнул Айнарс Шлесерс. – Однако не нужно забывать, что в данном случае она не является самоцелью. Большинство полученных средств намечено инвестировать именно в развитие инфраструктуры железной дороги.

В прошлом году, сообщил Угис Магонис, концерн вложил в содержание и модернизацию инфраструктуры около $77 млн. Из этой суммы почти половину составили средства LDz. Концерн планирует до 2020 года вложить в своё развитие полтора миллиарда латов ($3,3 млрд).

Правда, некоторые эксперты связывают высокую прибыль железнодорожников с ростом тарифов на свои услуги. Они действительно растут в связи с требованиями рынка и сложившейся в ЕС экономической ситуацией. Но факт остаётся фактом: LDz не заинтересована в установлении слишком высоких тарифов – ведь чем выше расценки, тем меньше грузов. Да, заключались в недалёком прошлом через иных посредников и сомнительные с точки зрения рентабельности договоры, которые фактически обманывали дорогу, заставляли её возить грузы «по себестоимости», чуть ли не себе в убыток. Реструктуризация позволила с этим покончить раз и навсегда.

Общий вывод министра сообщения таков: «Конечно, мы могли бы просто зарабатывать деньги, а латвийские порты и стивидорные компании бросить на произвол судьбы. На мой взгляд, именно LDz должна стать тем локомотивом, который будет вести за собой экономику нашей страны в ближайшем будущем. И цель, которая стоит перед предприятием сегодня, – достижение годового оборота в размере 300 млн латов».

Справка «Гудка»
Концерн Latvijas dzelzcels является одним из самых крупных в стране. На предприятии трудятся более 13600 работников. На данный момент концерн LDz состоит из управляющего предприятия – ГАО Latvijas dzelzcels и следующих зависимых обществ: АО Pasazieru vilciens, АО VRC Zasulauks, ООО LDz Cargo, ООО LDz Cargo Logistika, ООО LDz infrastruktura, ООО LDz ritosa sastava serviss, ООО LDz apsardze и АО Starptautiskie pasazieru parvadajumi.

«Гудок», 28.07.2008