20.05.09

Латвия отберет у финнов российские грузы?

Россия готова запретить автоперевозчикам Финляндии ввозить контейнеры в страну автотранспортом. Речь идет о 200 тысячах контейнеров в год, часть из которых может получить Латвия.

Финляндия еще в советское время являлась главными транзитными воротами между СССР и западным миром. Причем специализировалась страна именно на контейнерных грузах, которые в большинстве своем транспортировались автомобилями, пишет Бизнес&Балтия. Использовать железную дорогу для перевозок крайне проблематично — в России и Финляндии разная ширина железнодорожной колеи, разница хоть и небольшая — всего 4 мм, но из-за нее резко возрастает износ подвижного состава.

С инициативой «не пущать» в Россию финские грузы выступила Федеральная таможенная служба. Пояснить цели своих действий отдел по связям с общественностью учреждения обещал через неделю. В прошлом году через Финляндию в Россию было ввезено 200000 контейнеров, из которых лишь 7 тысяч — по железной дороге.

Таможенники предлагают все контейнеры, превышающие 20 футов, принимать либо по железной дороге, либо уже по морю, разгружая груз в российских портах.

Финляндия на инициативу отреагировала очень болезненно. Министр транспорта Финляндии Ану Вехвиляйнен обратилась к своему российскому коллеге Игорю Левитину с просьбой задействовать все средства для предотвращения принятия новой нормы. Она уже в ближайшее время может поступить на рассмотрение Госдумы.

Перевод перевозок на железную дорогу приведет практически к полной остановке транзита через Финляндию. «Решение будет иметь очень серьезные последствия и для нашего собственного экспорта, и, конечно же, для транзита. Он будет полностью изуродован», — приводит слова министра финское радио YLE. Пока в отрасли международных автоперевозок в Финляндии занято около четырех тысяч человек.

Вехвиляйнен обратилась также к транспортному и таможенному комиссарам ЕС с просьбой содействовать в решении вопроса. Финляндия намерена поднять вопрос во время визита премьер-министра РФ Владимира Путина в Финляндию в июне.

В случае отсечения скандинавского автотранспорта от России Финляндия ввиду малой пропускной способности соединяющей ее с Россией ветки железной дороги не сможет переварить прежний грузопоток. Это значит, что контейнерного пирога может достаться и нашей республике. Тем более что у нас в отличие от Финляндии ширина колеи идентична с российской, а наши порты в отличие от Хельсинки и российских портов Финского залива расположены ближе к ключевым европейским центрам перевалки контейнеров — Гамбургу, Антверпену и Роттердаму.

В 2007 году в Латвии открыла свое представительство компания Трансконтейнер - дочерняя структура Российских железных дорог. «Я информацией из Москвы об изменениях правил в отношении Финляндии не владею. Но Латвия в любом случае получит дополнительные грузы, если предложение таможенной службы будет принято. И инфраструктура латвийских портов и железной дороги позволит их обслужить», — заявил директор представительства Трансконтейнер в Латвии Раймонд Криевиньш.

В прошлом году Латвийская железная дорога отправила в Россию и через нее в общей сложности 52759 TEU, рассказали в пресс-службе Latvijas dzelzceļš. В этом году LDz получила 400 новых платформ для перевозки контейнеров, заказанных на Украине.

«Да, до министерства дошла информация о возможных ограничениях финского транзита, да и финские коллеги к нам за информацией тоже обращались, — рассказала Инга Сприньке, советник министра сообщения Каспара Герхардса. — Правда, пока все эти сведения не носят официального характера. По крайней мере, в отношении Латвии никакие изменения правил перевозки пока не предусмотрены. Министр на прошлой неделе встречался с послом России Александром Вешняковым и во время переговоров речи о каких-то запретах не шло».

Сегодня в Латвии работает несколько крупных контейнерных терминалов и еще ряд готовятся начать работу в ближайшие год-два. Крупнейшим — в год может принять 350 тысяч TEU — является работающий в Риге Baltic Container Terminal. «Рига сможет принять контейнеры в неограниченных количествах. Мощности терминалов загружены далеко не полностью», — рассказал руководитель Baltic Container Terminal Алдис Зиедс.

«Если еще осенью прошлого года наши контейнерные мощности, которые составляют около 50 тысяч TEU, были заняты практически на 100%, то сегодня — не более чем на 30%, — сообщил коммерческий директор компании Noord Natie Ventspils Terminals Артис Шенкевич. — Конечно, если бы часть финского транзита пришла в Латвию, мы бы с ним справились, тем более что у нас, в Вентспилсе, можно загружать одновременно два железнодорожных состава».

«Не надо питать излишних иллюзий. Во-первых, вряд ли запрет подобного рода для Финляндии будет введен. Во-вторых, если он будет введен, то вряд ли Латвии удастся избежать той же участи. В-третьих, до сих пор по транзиту грузов в Россию Балтия проигрывала в конкуренции с Финляндией», — прокомментировал новость и шансы страны представитель универсального терминала Man-Tess Эйнар Лидакс.

BizNews.lv; 20.05.09