08.12.08

LDz обещает оставить на прежнем уровне плату для грузоотправителей

Латвийские железные дороги (LDz) не будут повышать с 1 января 2009 года тарифы за перевозку грузов. Отказаться от заявленных ранее планов LDz вынудили кризисные изменения на местном и международном рынках.

Как уже писал «Гудок», первоначально LDz планировала в наступающем году повысить плату за пользование железнодорожной инфраструктурой для перевозчиков грузов в среднем на 13,6%.

В условиях нарастающих потерь от кризиса такой резкий рост тарифов вызвал тревогу у участников транспортного рынка. Большинство опрошенных «Гудком» грузоперевозчиков тогда отмечали, что, поднимая тарифы, госкомпания игнорирует произошедшие за последние месяцы изменения на мировом рынке транзитных услуг.

С учётом реалий у LDz есть возможности снизить издержки по многим позициям, включая дизтопливо. Но вместо хотя бы небольшого уменьшения тарифов было решено их повысить. А это принесло бы убытки не только грузоотправителям и перевозчикам, но и самой монополии, а также государству.

Похоже, к опасениям клиентов LDz всё же прислушались и в министерстве сообщения республики, и в самой компании. Руководитель министерства Айнарс Шлесерс публично заявил: общий тариф для грузоотправителей-экспортёров не изменится.

Затем последовало сообщение LDz: компания не будет повышать с 1 января 2009 года тарифы за перевозку грузов в связи с кризисными изменениями на местном и международном рынках, а её дочернее предприятие – LDz Cargo в 2009 году предложит клиентам «уравновешенные и обоснованные решения». Председатель правления компании Угис Магонис заверил: «Плата за грузовые перевозки не повысится ни на сантим».

В правлении компании «Гудку» разъяснили условия компромисса: предприятие считает приоритетом сохранение и увеличение объёмов грузовых перевозок и повышение конкурентоспособности магистрали, а также Латвии как выгодного транзитного коридора в условиях глобального экономического спада.

LDz Cargo наверняка сократит прибыль, но сохранит действующий тариф для грузоотправителей. Таковы требования рынка, даже небольшое удорожание перевозок может изменить направление грузопотоков.

В связи с тем что тарифы на грузовые перевозки остаются прежними, в будущем году финансовая нагрузка в основном ляжет на плечи перевозчиков, а не отправителей и получателей грузов, полагает Айнарс Шлесерс.

Что же касается повысившихся расходов на инфраструктуру, то и LDz Cargo, и частным компаниям за латвийские рельсы действительно придётся с января платить больше.

Однако, несмотря на обещания железнодорожников, многие перевозчики по-прежнему задаются вопросом: не повысит ли LDz цены на «другие дополнительные услуги»? «Надо ждать заключения договоров компаний с дорогой на будущий год. Тогда и узнаем суть заверений и цену обещаний», – полагает представитель Латвийской ассоциации транспорта и логистики Галина Молочкова.

А исполнительный директор Латвийской ассоциации стивидоров Улдис Папанс уверен, что за грузопотоки во время кризиса «мы должны держаться руками и ногами». Причём не только предприниматели, но и государство, которое является владельцем LDz. Потому что чем больше экспедиторы перевезут грузов, чем больше порты перевалят грузов, тем больше оно получит дивидендов в виде налогов.

В предыдущие годы, когда мировая экономика шла вверх, грузоотправители могли сравнительно легко пережить очередное повышение тарифов. Сегодня же спад и провалы в экономике только начинаются. «Сейчас все считают деньги, и если доставка груза по Латвии в порт подорожает, скажем, на 5%, а у соседей нет, клиент моментально уйдёт к ним. К тем же россиянам, которые в последние годы наращивали портовые мощности так, как нам и не снилось: Усть-Луга, Высоцк, Владивосток», – отметил он.

Справка «Гудка»
LDz планирует в этом году впервые перевезти 55,2 млн тонн грузов, почти на 6% больше, чем в прошлом. При этом 90% рельсовых грузов – это международные транзитные перевозки. Большинство из них переваливается через латвийские порты, и главный бизнес LDz – логистика тоже идёт через гавани, где к тому же выше добавленная стоимость. LDz перевезёт в этом году приблизительно 67,5% портовых грузов – почти на 5% больше, чем в прошлом. В будущем году LDz планирует освоить 130 млн евро инвестиций, что в 1,5 раза больше, чем в текущем.

«Гудок», 08.12.2008