13.07.05

Левитину оплатят транзит

Правительство согласилось вложить 304 млрд. рублей в программу развития транзита грузов и пассажиров через территорию России. Минтранс предлагает для этого расширять пропускную способность морских портов и строить транзитные аэропорты-хабы.
Объемы финансирования еще будут уточняться, но саму программу, против которой первоначально категорически возражал Минфин, правительство в четверг одобрило. В своем докладе министр транспорта Игорь Левитин предъявил федеральному бюджету претензии на сумму не много ни мало 304 млрд. рублей. Столько Минтранс предлагает до 2010 года потратить на реализацию новой ФЦП "Развитие экспорта транспортных услуг".
Увеличить объем экспорта транспортных услуг вдвое Россия занимает выгодное географическое положение между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, однако из-за низкого качества инфраструктуры объем транзитных перевозок невелик. Например, транзитные перевозки контейнеров составляют всего 0,5% от общего объема контейнерных перевозок. Российское воздушное пространство также используется недостаточно. В России нет международных транзитных аэропортов - хабов. Один Франкфуртский аэропорт обслуживает больше пассажиров, чем все 400 российских аэропортов.
В результате реализации программы Минтранс собирается создать в России сеть из 8 хабов на базе трех аэропортов Московского авиаузла, а также в Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске и Краснодаре. Количество проходящих через них транзитных пассажиров увеличится в 5-7 раз до 3-4 млн. пассажиров в год. Среди других приоритетных проектов программы расширение возможностей Новороссийского порта (к 2010 году переработка сухих грузов может увеличится с 20 до 60 млн. тонн).
А также строительство автомобильного кольца и сети таможенных и складских терминалов вокруг Москвы, что позволит пустить транзитные грузы в обход города. Общий объем экспорта транспортных услуг в результате увеличится вдвое - до 13 млрд. долларов. Уже в 2006 году Минтранс просит на новую программу 21 млрд. рублей. МЭРТ, проектируя инвестиционные расходы бюджета, пока нашло лишь миллиард. Игорь Левитин легко нашел выход. Недостающие деньги он предложил взять из инвестиционного фонда бюджета, в котором на 2006 года зарезервировано около 70 млрд. рублей и до сих пор никто в правительстве не объяснил, на какие инвестиционные проекты их потратят.
"Стоять нельзя, надо двигаться" Претензии Минтранса не понравились министру финансов Алексею Кудрину. "Цель, конечно, благородная, но это не значит, что на нее нужно бесконечно выделять деньги. Нет увязки между затратами и обещанными результатами программы", - заявил он. Однако Кудрин остался в одиночестве - хороших дорог и аэропортов, похоже, хотелось всем. "Рассчитать эффективность затрат на дороги очень сложно. Как мы посчитаем стоимость 30 тыс. человек, которые ежегодно гибнут в ДТП?" - как мог заступился за Левитина глава Минприроды Юрий Трутнев.
Заместитель полпреда президента РФ в Южном федеральном округе Александр Починок сначала признал, "что мы, конечно, все заинтересованы сэкономить деньги Алексея Леонидовича", но потом стал объяснять, что на инфраструктуру тратить нужно: "Если мы гарантируем, что, к примеру, до 2015 года бюджет будет финансировать реконструкцию конкретной автомагистрали, то можем привлекать инвесторов". Программа Минтранса предполагает инвестиции на условиях частно-государственного партнерства: к 304 млрд. рублей бизнес должен добавить еще 400 млрд. рублей.
Вице-премьер Александр Жуков программу Минтранса поддержал, но предложил, чтобы подрядчики, которые будут "осваивать" бюджетные деньги, отвечали рублем: не обеспечили нужное качество - деньги назад. "Стоять здесь нельзя, надо двигаться", - в полном соответствии с обсуждаемой темой, подытожил премьер Михаил Фрадков. Для него тема транспорта тесно связана со священной задачей удвоения ВВП. "Мы сейчас ищем источники ускорения экономического роста" - напомнил Фрадков всем, но, прежде всего, министру финансов. Кудрину пришлось скрепя сердце согласиться: "Программу, конечно, надо доработать, но думаю мы согласуем объемы финансирования на 2006 год".
Учитывая, что еще накануне Минфин вообще возражал, против одобрения новой транспортной федеральной целевой программы, Минтранс может считать итоги заседания в четверг своим успехом. "Везти через Россию индусов в Америку и Канаду" Однако эксперты считают, что для того, чтобы через Россию шло больше транзитных грузов и пассажиров, одних бюджетных денег мало. Можно вложить сотни миллионов долларов в модернизацию аэропорта, куда никто не будет летать. "Чтобы создать в России хотя бы один полноценный хаб, нужно обеспечить развитие авиакомпаний, обеспечивающих его жизнедеятельность, - считает замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - Помощь государства авиакомпаниям могла бы быть, к примеру, в виде отмены высоких ввозных пошлин на зарубежную авиатехнику".
А по мнению главы консалтинговой компании "Инфомост" Бориса Рыбака, "многие чиновники у нас до сих пор вообще не понимают, что хаб это не только транзитный аэропорт, но и большая сетевая авиакомпания. Непонятно, зачем пытаться сейчас создавать сразу восемь транзитных узлов, нужно попробовать сделать хотя бы один и решить законодательные вопросы. Конечно, было бы хорошо везти через Россию индусов в Америку и Канаду. Но должны ли они оформлять визы и как они это будут делать, непонятно. В том же парижском "Шарле де Голле", если рейс задерживается, транзитнику тут же ставят в паспорт визу и везут в гостиницу". В России решение подобных проблем практически не обсуждается. Чиновники предпочитают делить деньги, благо их, из-за высоких цен на нефть, в бюджете много.

Газета