11.03.22

Лидеры отрасли обсудили развитие российской логистики на КЭФ

На площадке Красноярского экономического форума впервые отдельное внимание было уделено отрасли, для которой пандемия стала новым стимулом развития — логистике. 4 марта Межрегиональная ассоциация курьерских служб (МАКС) организовала специальную экспертную сессию на тему «Вертикаль доставки: от лавинообразного роста к устойчивому развитию», модератором которой выступил президент ассоциации Александр Митюков. Логистическая сессия стала одним из лидеров по количеству онлайн-просмотров на КЭФ 2022.

В рамках мероприятия представители рынка логистических услуг обсудили не только текущую ситуацию и необходимые меры для снижения рисков в этот кризис, но и общее состояние отрасли, ее трансформацию за последние два года. С одной стороны, Covid-19 спровоцировал бурный рост электронной коммерции. С другой, пандемия привела к ряду системных проблем, начиная с дисбаланса в цепочках поставок, перегруженности транспортных потоков и заканчивая одной из главных сложностей — нехваткой кадров.

Для выработки решений этих проблем, МАКС пригласил на КЭФ лидеров логистической отрасли. Своим опытом поделились те компании, чьи бизнес-практики можно назвать наиболее успешными: начиная от авиаперевозчиков и заканчивая службами курьерской доставки на последней миле.

Участники дискуссии пришли к выводу, что основной тренд сейчас — переход от рынка заказчика к рынку поставщика. Для этого в ближайшее время нужно будет сосредоточиться на оптимизации логистической и транспортной инфраструктуры. Кроме того, потребуются доработка правовой и нормативно-законодательной базы, а также новые способы привлечения кадров в отрасль.

Представители логистических компаний назвали собственные приоритеты, которые позволят пережить нынешнюю турбулентность рынка. Как отметил GR директор компании «СберМаркет» Павел Глухов, развивать логистику без инвестиций не получится. Поэтому именно сейчас в непростой текущий момент очень важен акцент на развитии внутренней логистики в стране, финансовой помощи со стороны государства логистическим и курьерским компаниям, в том числе на развитие инфраструктуры локальной доставки в городах. Это позволит поддержать внутренний спрос в стране и, возможно, нарастить внутренний рынок. «Связано это с тем, что затраты на логистику огромные и очевидно, что компаниям, которые планируют развиваться и работать на федеральном уровне, нужна поддержка, — продолжил он. — Этот тренд прослеживается и у нас, и у компаний-партнеров, все мы рассчитываем выйти на прибыльность. Видим хорошие шаги в этом направлении, в ближайшей перспективе пары-тройки лет станем прибыльными».

В целом, несмотря на то, что Covid-19 стал катализатором онлайн-торговли, еще до пандемии был виден устойчивый рост онлайн-продаж. В компании «СберМаркет» уверены, что он продолжится. Это связано с доверием покупателей к онлайн-магазину, качеству, высоким срокам доставки и другими факторами, которые не связаны с пандемией.

Директор по инвестиционной деятельности ООО «Мастер Деливери» Тимур Мяльдзин отметил, что благодаря мощной маркетинговой экспансионистской активности лидеров отрасли регионы активно подключаются к онлайн-покупкам. «Мы буквально за год достигли хороших результатов и сейчас работаем в 130 городах РФ, у франшизной сети охват еще больше – почти две сотни городов. С первых дней работы мы увидели, что регионы представляют не менее мощный фундамент развития», — добавил эксперт.

Однако, чтобы обеспечить доставку по земле, придется развивать ее в небе. Директор по внешним связям ООО «Волга Днепр Инвест» Вильдан Зиннуров рассказал, что в этой сфере также потребуется помощь государства: как юридическая, особенно актуальная во время санкций, так и финансовая. Она, в свою очередь, будет направлена на то, чтобы обеспечить авиатранспортировки за счет сохранения флота. Как отмечают в «Волга Днепр Инвест», на данный момент возможностей российской авиации хватит на то, чтобы покрыть потребности во внутренних перевозках.

С одной стороны, в России достаточно мощностей по производству запасных частей и сервисов, благодаря чему можно поддерживать исправность авиатранспорта. С другой — помощь государства потребуется в рамках инвестиций в грузовую инфраструктуру в аэропортах. Сейчас один квадратный метр складских мощностей в России позволяет обрабатывать 5-7 тонн в год. В международных аэропортах этот показатель выше почти в три раза. Кроме того, участие государства понадобится и для совершенствования хабовых моделей в России: здесь придется создавать законодательную базу и вкладывать средства в развитие аэродромной сети.

При этом укрепление транспортной цепочки — только часть процесса, необходимого для изменения логистической отрасли в России. Вторая составляющая — цифровизация. Как заявили участники дискуссии, для того чтобы удержаться в сфере e-commerce, компаниям придется инвестировать в современные технологии. Как подчеркнул директор по продажам регионов Сибири и Дальнего Востока DPD в России Илья Мартынов, речь идет о внедрении ИИ, роботов, чат-ботов — все это будет использоваться в новом хабе, который компания запускает в Москве.

Ставку на цифровизацию также сделали и в «Грузовичкоф». Генеральный директор направления XXL компании Ирек Нуртдинов отметил, что в ответ на растущий спрос во время пандемии компания не только закупала автотранспорт, но и развивала каналы коммуникации с клиентом — в виде нового приложения для смартфонов. Отдельный продукт был также выпущен для водителей: по нему можно отследить движение транспорта.

С необходимостью дальнейшего развития дигитализации в логистике согласна и управляющая подразделения КСЭ Красноярск Наталья Морачкова. По ее словам, 2022-й будет годом информационных технологий в отрасли.

Универсальной платформой со всеми каналами доставки стала «Почта России». Как рассказал заместитель директора по электронной коммерции Макрорегиона Сибирь АО «Почта России» Максим Крыжановский, цель компании — создать новую экосистему цифровых и логистических сервисов, позволяющую продавцам магазинов, маркетплейсов и потребителям получать все услуги в «одном окне». Для этого в «Почте России» активно инвестируют сразу в два новых тренда: доставку на последней миле и фулфилмент.

В целом, как подчеркнули в МАКС, какими бы серьезными ни были текущие вызовы, объединение ресурсов и опыта позволит участникам рынка не только пережить нынешний кризис, но и добиться комплексного изменения самой отрасли. Площадкой, объединяющих представителей сферы логистики, и будет в дальнейшем выступать МАКС.

«На полях Красноярского экономического форума мы постарались охватить максимально широкий спектр вопросов и обсудить, как именно можно обеспечить качественный рост и устойчивое развитие отрасли в условиях серьезного дефицита человеческих ресурсов, нестабильности в цепях поставок и появляющихся практически каждый день новых ограничениях», — рассказала вице-президент МАКС Олеся Савенко.

В дискуссии, организованной МАКС в рамках форума, также приняли участие заместитель генерального директора по сопровождению инвестпроектов АНО «Корпорация развития Енисейской Сибири» Максим Говорушкин и директор дивизиона Красноярск DPD в России Лариса Чернявская. При этом всего в этом году на Красноярский экономический форум приехали более 44 тыс. участников. Само мероприятие проходило в гибридном формате: помимо офлайн-встреч были организованы онлайн-дискуссии. Это позволило расширить географический охват до 56 стран. Общее количество просмотров онлайн-трансляций мероприятий форума составляет 1,5 млн. Всего по итогам КЭФ было подписано 37 соглашений на общую сумму 82 млрд руб.

Справка:

Межрегиональная ассоциация курьерских служб (МАКС) работает с 2021 года. Цель ассоциации – объединить усилия предпринимателей, экспертов отрасли для обсуждения и выработки способов, предложений, направленных на создание благоприятных условия развития доставки в Российской Федерации. МАКС совместно с Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) разработал и запустил Реестр надежных курьерских служб.